Как купить турбизнес и прогореть. Кейс об ошибках новичков

Информация
Как купить турбизнес и прогореть. Кейс об ошибках новичков

28.03.2018
 
Данный кейс очень типичен. Рекомендуем к прочтению всем, кто твердо настроен на покупку готового бизнеса, но пока не имеет собственного опыта по его созданию и ведению.

Предыстория: бывший чиновник при выходе на пенсию скопил некоторую сумму средств, которую решил вложить в малый бизнес. Создавать с нуля компанию в силу своего уже не очень молодого возраста не хотелось. Поэтому было принято решение поискать недорогой бизнес, который будет приносить стабильный доход при незначительном участии собственника в операционной деятельности.

Суть проблемы: после нескольких месяцев поисков, покупатель нашел интересный, как ему показалось вариант: купить небольшую туристическую фирму. Компания работала более 4 лет, владельцами и управляющими являлась семейная пара, которые планировали переезд на Кипр и по этой причине выходили из бизнеса. В компании работало в холодный сезон еще 3 менеджера. В горячий сезон добирались студенты на работу в отдел продаж. Трафик на сайт приходил с тематических агрегаторов и контекстной рекламы. Нематериальные активы в виде заключенных соглашений с туроператорами, наработанной базы старых клиентов и прикормленного места в деловом районе города – также были в наличии. По финансовым показателям выходило, что затраты на покупку бизнеса должны отбиться за полтора года в оптимистическом варианте или за два с половиной года в пессимистическом варианте.

К чему это привело: новый владелец не справился с управлением турфирмой. Через 3  месяца из компании в декрет ушел ключевой менеджер, которая приносила больше половины клиентов и соответственно дохода. Резкое падение денежных поступлений пришлось как раз на начало «холодного» сезона. К сожалению, покупатель не был готов к таким трудностям. Дополнительных финансов на трудный период не было, опыта работы в турбизнесе – тоже, равно как и энергии на то, чтобы вникать и собственными усилиями заново раскручивать компанию. Спустя полгода после сделки продажи бизнеса, турфирма была закрыта. Покупатель не отбил даже 30% от своих инвестиций.

Ошибка №1.  Подводные камни.
Покупатель как чиновник, при проверке бизнеса обращал внимание на документы, финансовые показатели. Целый месяц ушел на то, чтобы в ежедневном режиме сверять поступающие средства с заявленными доходами предыдущих периодов. Расхождений не было.
Продавцы бизнеса знали, что их ключевой сотрудник уже беременна и планирует уйти в декрет. Догадывались они и о том, что своих постоянных клиентов данная особа заберет с собой, чтобы немного подрабатывать из дома в декретном отпуске. Внимание покупателя переключили на другие вещи и о таком «подводном камне» стало известно спустя месяц после сделки.

Ошибка №2. Отсутствие опыта и финансовой подушки.
Если бы уход ключевого сотрудника состоялся при старых владельцах, то бизнес пережил бы данный форс-мажор и спустя год наверняка вышел бы на исходные показатели доходности. В конце концов, именно основатели бизнеса его раскручивали с нуля, знали, что нужно делать и были готовы ежедневно работать. Новый владелец был готов контролировать работающий бизнес, но не смог вернуть работоспособность турфирмы после ухода главного продажника. Денег, которые приносила компания в «низкий» период, стало не хватать на оплату аренды и зарплаты оставшимся двум сотрудникам. Как изменить ситуацию, новый владелец не знал, а платить на покрытие убытков был просто не готов. 
 
 
Переход в каталог

 
Резюме. На самом деле ситуация была не безнадежной. Просто совпало сразу несколько неблагоприятных факторов. Не стоит ждать стабильности от малого бизнеса, особенно в сфере услуг. Практически всегда успешность такой компании зависит или от энергии и навыков владельца/ключевых работников или от удачного месторасположения.
 





Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга