Как купить турбизнес и прогореть. Кейс об ошибках новичков

Информация
Как купить турбизнес и прогореть. Кейс об ошибках новичков

28.03.2018
 
Данный кейс очень типичен. Рекомендуем к прочтению всем, кто твердо настроен на покупку готового бизнеса, но пока не имеет собственного опыта по его созданию и ведению.

Предыстория: бывший чиновник при выходе на пенсию скопил некоторую сумму средств, которую решил вложить в малый бизнес. Создавать с нуля компанию в силу своего уже не очень молодого возраста не хотелось. Поэтому было принято решение поискать недорогой бизнес, который будет приносить стабильный доход при незначительном участии собственника в операционной деятельности.

Суть проблемы: после нескольких месяцев поисков, покупатель нашел интересный, как ему показалось вариант: купить небольшую туристическую фирму. Компания работала более 4 лет, владельцами и управляющими являлась семейная пара, которые планировали переезд на Кипр и по этой причине выходили из бизнеса. В компании работало в холодный сезон еще 3 менеджера. В горячий сезон добирались студенты на работу в отдел продаж. Трафик на сайт приходил с тематических агрегаторов и контекстной рекламы. Нематериальные активы в виде заключенных соглашений с туроператорами, наработанной базы старых клиентов и прикормленного места в деловом районе города – также были в наличии. По финансовым показателям выходило, что затраты на покупку бизнеса должны отбиться за полтора года в оптимистическом варианте или за два с половиной года в пессимистическом варианте.

К чему это привело: новый владелец не справился с управлением турфирмой. Через 3  месяца из компании в декрет ушел ключевой менеджер, которая приносила больше половины клиентов и соответственно дохода. Резкое падение денежных поступлений пришлось как раз на начало «холодного» сезона. К сожалению, покупатель не был готов к таким трудностям. Дополнительных финансов на трудный период не было, опыта работы в турбизнесе – тоже, равно как и энергии на то, чтобы вникать и собственными усилиями заново раскручивать компанию. Спустя полгода после сделки продажи бизнеса, турфирма была закрыта. Покупатель не отбил даже 30% от своих инвестиций.

Ошибка №1.  Подводные камни.
Покупатель как чиновник, при проверке бизнеса обращал внимание на документы, финансовые показатели. Целый месяц ушел на то, чтобы в ежедневном режиме сверять поступающие средства с заявленными доходами предыдущих периодов. Расхождений не было.
Продавцы бизнеса знали, что их ключевой сотрудник уже беременна и планирует уйти в декрет. Догадывались они и о том, что своих постоянных клиентов данная особа заберет с собой, чтобы немного подрабатывать из дома в декретном отпуске. Внимание покупателя переключили на другие вещи и о таком «подводном камне» стало известно спустя месяц после сделки.

Ошибка №2. Отсутствие опыта и финансовой подушки.
Если бы уход ключевого сотрудника состоялся при старых владельцах, то бизнес пережил бы данный форс-мажор и спустя год наверняка вышел бы на исходные показатели доходности. В конце концов, именно основатели бизнеса его раскручивали с нуля, знали, что нужно делать и были готовы ежедневно работать. Новый владелец был готов контролировать работающий бизнес, но не смог вернуть работоспособность турфирмы после ухода главного продажника. Денег, которые приносила компания в «низкий» период, стало не хватать на оплату аренды и зарплаты оставшимся двум сотрудникам. Как изменить ситуацию, новый владелец не знал, а платить на покрытие убытков был просто не готов. 
 
 
Переход в каталог

 
Резюме. На самом деле ситуация была не безнадежной. Просто совпало сразу несколько неблагоприятных факторов. Не стоит ждать стабильности от малого бизнеса, особенно в сфере услуг. Практически всегда успешность такой компании зависит или от энергии и навыков владельца/ключевых работников или от удачного месторасположения.
 




Еще интересные статьи:
Как телевизор мешает нам добиться успеха
Как телевизор мешает нам добиться успеха
Должен ли персонал знать, что бизнес выставлен на продажу
Должен ли персонал знать, что бизнес выставлен на продажу
ТОП-10 причин продажи бизнеса
ТОП-10 причин продажи бизнеса

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга