Быстрорастущие франшизы #3: приводим примеры сумасшедшей динамики.

Информация
Быстрорастущие франшизы #3: приводим примеры сумасшедшей динамики.

02.11.2016
От теории перейдем к конкретным примерам, цифрам, фактам, которые смогут вас поразить своей эпичностью. Обескураживающая динамика развития в ослепительной красоте апофеоза франчайзинга. Советуем пристегнуть ремни, будет весело! 
 
Поразительные истории головокружительного роста франчайзинговых сетей по понятным причинам наиболее характерны для периодов бурного развития собственно рынка франчайзинга.
 
Как уже было отмечено ранее, та или иная отрасль по своему предрасположена к росту. Если обратиться к данным крупнейшего в мире ресурса по франчайзингу – entrepreneur.com, - то получим следующие цифры:
 
рост и отрасли - зависимость статистика entrepreneur
 
Настало время привести несколько примеров фантастического бума франчайзинговых сетей. 

Subway.

В далеком 1965-м молодому Фреду ДеЛюку из Бриджпорта (шт.Коннектикут) не хватало средств на оплату учебы в университете, поэтому, объединив усилия с другом семьи Питером Баком, в банке был получен кредит на сумму 1 000 $ под открытие заведения по продаже сендвичей. 

Так выглядел первый ресторан:

первый ресторан Subway

Фред ДеЛюка взял на себя управление бизнесом и дела сразу пошли в гору с самого первого дня, когда было продано 312 сендвичей! Производимые сендвичи назвали субмаринами из-за схожести их вида с подводной лодкой, отсюда и название первого ресторана - «Pete’s Super Submarines». Однако вскоре название было изменено на «Pete’s Subway», а затем сокращено на «Subway». Заведение быстро приобрело популярность, поэтому решено было открыть новое, а после – ещё и ещё… В 1974-м, когда уже действовало 32 ресторана, было принято решение создать франшизу Subway. Этот момент оказался многозначительным не только для сети, но и для будущего всего рынка франчайзинга. Сегодня Subway – это вторая по количеству франчайзинговых точек компания в мире и первая – в сегменте ресторанов. Сейчас количество ресторанов сети превышает 44 тысячи, в то время как сети McDonald`s это свыше 36 тысяч. В общей сложности франчайзинговые рестораны Subway представлены в 98 странах мира. Кроме того, компания занимает 2-е место в рейтинге быстрого роста Entrepreneur.  

динамика роста Subway

Обратите внимание на процентное увеличение доли иностранных точек. Компания 42 года работает на рынке франчайзинга, но всё это время не перестает удивлять обывателей своими фееричными темпами развития. Subway это феноменальный пример не просто взрывного роста, но и чрезвычайно продолжительного во времени. 

Согласитесь, весьма иронично: успех крупнейшей в мире ресторанной сети начался с вложения символической суммы 1 000 $. 

Впрочем, красочные истории времен франчайзинговой лихорадки есть не только в США, но и на постсоветском пространстве, поэтому здесь важно привести пример отечественного рынка. 

Дока-пицца.

На территории стран СНГ франчайзинг зародился свыше 20 лет назад. Несмотря на торжество хлынувшего с запада капитализма, о франчайзинге отечественные предприниматели ничего не слышали, поэтому многим из них выпала роль первооткрывателей, которые сызнова создали концепцию франчайзинга.

Одним из наиболее впечатляющих примеров бурного расширения является история "Дока-пиццы". В 1990 году, оставив профессию инженера-механика на Волжском автомобильном заводе (г.Тольятти), тогда ещё никому не известный Александр Довгань решил пойти по пути предпринимательства. Тогда это был прыжок в неизвестность, у людей было смутное представление не только о том, как создать бизнес, но и что такое бизнес. Книг по созданию бизнеса не было, тренингов и вебинаров – тем более. В ту эпоху наиболее предприимчивые люди объединяясь создавали кооперативы, поэтому и Александром с соратниками также был учрежден кооператив с амбициозным названием Пландем (сокращение от «Планируем делать миллионы»), организовано производство комплектов оборудования для приготовления чипсов, а в последствии – и пиццы.  Прошло совсем немного времени, и небольшой кооператив превратился в крупное научно-производственное предприятие «Дока-пицца». 

Примечательно, что жители бывшего СССР в большинстве своем не знали что такое пицца, поэтому для того, чтобы эффективно продавать комплекты оборудования, необходимо было не только объяснять как работает оборудование, но и что такое пицца. Назревала необходимость внедрения готовых комплексных решений. 1993-й год можно назвать началом зарождения рынка отечественного франчайзинга, именно тогда была реализована гениальная идея – продавать не просто оборудование, а самодостаточный и полноценный продукт для создания бизнеса. Партнер получал полный комплект для старта – оборудование, брендированные расходники (упаковка, салфетки, посуда), технологические карты, право работать под именем торговой марки, а также набор инструкций для коммерческой реализации проекта. Фактически это был прообраз первой в СНГ франшизы. Уже тогда партнеры брали на себя обязательство оплачивать обязательный ежемесячный платеж, но со словом роялти в те времена ещё никто не был знаком.

Как известно, аналогичное оборудование иностранного производства было не только весьма дорогостоящим, но и труднодоступным. К тому же конкуренция в сегменте франчайзинга отсутствовала, поэтому франчайзинговая модель обернулась золотой жилой. Вскоре месячный оборот предприятия превышал десятки миллионы долларов. Известность марки быстро распространилась по странам СНГ, а спрос на продукцию повышался с каждым днем. В 1994 году сеть насчитывала уже свыше 800 пиццерий. Успех был чрезвычайно велик, иногда даже пицца продавалась не в пиццериях, а на улице и прямо на морозе!

дока-пицца

Тем не менее, строгой системы контроля качества или обязательного соблюдения высоких производственных стандартов в сети не было. В 1995-м множество партнеров вышло из сети и сменило марку, вскоре сеть распалась, однако отдельные лояльные бренду партнеры всё ещё продолжают работу и в наши дни. 

История постсоветского франчайзингового Клондайка мало кого может оставить равнодушным: свыше 800 точек за какие-то 4 года – на то время это был броский и не имеющий прецедентов фурор. Впрочем, и сейчас мало кому удается достигнуть темпов такой рекордной скорости расширения.

В следующих статьях цикла мы обратимся к реалиям украинского рынка и выявим несколько показательных примеров пробивного роста.
 
 




 
 
 
 

 Инструменты развития