Быстрорастущие франшизы #5: бум интернет франчайзинга.

Информация
Быстрорастущие франшизы #5: бум интернет франчайзинга.

27.05.2019
Разбирая и анализируя показательные примеры бурных всплесков развития франчайзинговых сетей нельзя не затронуть особый сегмент рынка – интернет-франшизы. Какие преимущества получают франчайзеры работающие в сетевом пространстве и что при этом является залогом быстрого развития?
 

Интернет-франшиза: что это такое?

Фактически это та же франшиза, только основным полем деятельности выступает глобальная сеть. При этом, естественно, множество бизнес-процессов может проводиться и оффлайн: рекламно-маркетинговое продвижение вне сети, встречи с клиентами в офисе, межбанковские платежные операции и т.д. 

В данную категорию можно смело отнести франшизы интернет-магазинов и торговых площадок, городских сайтов, мобильных онлайн-приложений, дисконтных платформ и рекламных ресурсов, агрегаторов товаров и услуг, сервисов бронирования. При этом следует отметить, что франшизы платежных терминалов, автоматов печати фотографий из интернета, рекламных видеостоек – в общем всего того, что использует глобальную сеть исключительно в качестве технической коммуникации – строго говоря интернет-франшизами назвать сложно. 
 

Чем обусловлен успех интернет-франчайзинга?

Сферы интернет-торговли и интернет-услуг год за годом показывают неуклонный рост. Между тем, новичкам, не имеющим собственных ноу-хау, чрезвычайно сложно теснить крупных игроков. А как известно, в условиях напряженной конкурентной борьбы преимущества франчайзинговой модели несут ещё больше выгоды. Франчайзи получает не просто готовый продукт, но и зачастую наследует «все карты в руки», так необходимые для успешного преодоления конкурентного барьера: сформировавшуюся репутацию и раскрученный бренд, программные комплексы, а также пошаговые инструкции, которые помогут избежать ошибок и приблизить успех.

Всемирная паутина – среда чрезвычайно насыщенная потенциальными клиентами, а потому благоприятная для взрывного роста. Если ваша сфера деятельности отлична от интернета, то вы, выделив дополнительные средства, можете прибегнуть к нему, чтобы найти новых клиентов; если же вы уже работаете в сети – вероятнее всего у вас уже есть в активе отлаженные механизмы для привлечения клиентуры. В сетевом пространстве успех, единожды произведя фурор и имея соответствующее маркетинговое продвижение, распространяется очень быстро – со скоростью цепной реакции. Также преимуществами в электронной сети выступает и доступность коммуницирования с огромной аудиторией, лёгкость демонстрации социальных доказательств своего успеха, пластичность в выстраивании со своими клиентами лояльных и продолжительных отношений. Впрочем, негативная репутация в этой среде может распространяться с такой же скоростью, как и успешная, что также следует иметь в виду.

Одним из ключевых факторов колоссальнейшего потенциала стремительного развития в интернет-франчайзинге выступает практическое отсутствие (или минимум) привязок к материальным активам. Если, для примера, развивается сеть магазинов, то каждый франчайзи неизбежно проходит через серию продолжительных этапов: подбор помещения, проведение ремонтных работ, заказ и поставка торгового оборудования, формирование складского запаса и т.д. Таким образом, на открытие одной точки может уходить несколько месяцев, что, разумеется, сопряжено с необходимостью выделения существенных административных ресурсов франчайзером. Если развивается сеть интернет-магазинов, то франчайзи автоматически переступает через множество времязатратных этапов, при этом зачастую используется дропшиппинговая модель, т.е. потребности в складе вообще нет. В интернет-франчайзинге материальные активы если и имеют место быть, то, как правило, в качестве технического обеспечения для офисных нужд. 

Глобальная сеть – благоприятная среда не только для франчайзинга, но и для псевдофранчайзинга. В действительности, значительная часть предложений не заслуживает никакого внимания, сюда можно отнести сырые франшизы, нелепые предложения купить нечто, что при ближайшем рассмотрении не обладает никакой ценностью и т.д. 

скриншот 400

Вряд ли есть смысл заострять внимание на изобилии сомнительных предложений, ведь истинный интерес представляет ровно противоположное. 
 

CitySites

В качестве примера быстрого развития нами выбрана успешная сеть городских сайтов CitySites, которая являет собой образец стремительной динамики – как в количественном выражении действующих точек, так и в скорости территориального охвата. Мы решили не ограничиваться сбором официальной информации о сети и обратились к директору по развитию компании CitySites – Ивану Полиенко. 
 

БизРейтинг: На сегодняшний день вы являетесь одним из лидеров рынка в своем сегменте и под вашим брендом работает уже 101 сайт, поэтому ваша франшиза представляет для нас особый интерес в свете цикла о быстрорастущих франшизах. Расскажите, как вы пришли к франчайзинговой модели: по собственной инициативе, или же вы начали получать предложения подобного сотрудничества ещё до запуска программы франчайзинга?

Иван Полиенко: Пришли к модели больше по собственной инициативе, у нас не хватало ресурсов для открытия новых городов, а спрос был. Были обращения по созданию аналогичного сайта, но т.к. мы используем множество собственных разработок (движок, админка, интерфейс и т.д.) то просто так передавать готовый сайт было бы глупо. Поэтому и пришли к франчайзинговой модели. 

БизРейтинг: У множества франчайзеров интенсивная деятельность по привлечению новых франчайзи не является непрерывной, нередко бурное маркетинговое продвижение сменяется пониженной активностью и вялым продвижением "на автомате", - а как насчет вас - была ли ваша франчайзинговая раскрутка постоянной?

Иван Полиенко: Мне кажется, что стабильность действий по привлечению новых партнёров, заворачивание в кейсы и цикличные процессы наиболее действенных инструментов должны быть просто в крови любого франчайзера. Естественно, что мы пытаемся только наращивать свой потенциал исходя из временных, физических, финансовых и идейных возможностей и если наши темпы падали в динамике, то только по форс-мажорным обстоятельствам, а не в силу стратегического хода или же стратегического промаха.

БизРейтинг: Находится ли ваша франчайзинговая сеть всё ещё в стадии стремительного развития или же вы постепенно начинаете упираться в потолок (за счет географического охвата наиболее крупных городов)?

Иван Полиенко: На удивление, даже в Украине мы до сих пор осуществляем продажи. Продажи в очень маленьких городах, в которых у нас до определённого времени не было чёткого понимания работы нашей модели. Россия же, Беларусь, Казахстан и другие страны СНГ для нас всё ещё остаются высокопотенциальными. Естественно, что работать в них стало много легче, ведь уже намного реже приходится доказывать, что бизнес-модель работоспособна в этой стране. Однако, мы наоборот пытаемся стимулировать темп экспансии данных стран, чтобы как можно быстрее в полной мере переключаться на другие мировые рынки. Немного тормозит процесс финансовое состояние рынка. Многие не понимают, что это именно то самое время когда нужно искать новые средства заработка, вкладываться в высокомаржинальный бизнес с минимальным риском, а это всегда связано только с интернетом и новыми технологиями.  

карта развития
Карта присутствия представительств CitySites (101 сайт).

БизРейтинг: Можете ли вы сказать в какой степени оправдались ожидания, которые были ещё только на этапе выхода на франчайзинговый рынок? Ставите ли вы себе ежегодно планы по количественному развитию сети? 

Иван Полиенко: Планы оправдались ещё тогда, когда мы продали первую франшизу не с пассивного обращения к нам и при этом в другой стране. Тогда мы поняли какой огромный путь и какой огромный потенциал у нашего франчайзиногового предложения. Ещё один «моральный бум» мы ощутили, когда наша франшиза побила рекорды сети по уровню ежемесячной прибыли, выведя франчайзинговые представительства не просто на уровень младшего брата, а на уровень партнёров у которых и нам есть чему поучится, что мы и стали делать. Но стержнем данного результата было то, что каждый наш франчайзи, который настолько доволен результатом принесёт нам ещё больше потенциальных партнёров, так же желающих получить такого рода бизнес. А дальше все просто. Делайте так как говорит франчайзер, а говорим, разрабатываем, показываем мы очень подробно, и успех проекта не заставит себя долго ждать. Планы естественно так же выставляем, но погрешность велика, из-за экономики которую лихорадит, что влияет на принятие решений по открытию бизнеса среди потенциальных партнёров. Мы пытаемся показать, что сейчас самый благоприятный период для открытия такого проекта, но всё же часто бывает, что у «страха глаза велики». За 2014 год мы планировали открыть 8 сайтов, открыли 30, за 2015 хотели закрепить результат и продали более 60ти городов.

БизРейтинг: Каковы планы по дальнейшему развитию сети?

Иван Полиенко: Планов масса, как стратегических, так и взять новую планку в технической оснастке порталов. 

Стратегические планы – это, в первую очередь, выход на рынок Европы и США. Плюс, на рынок Китая. Мы рассматриваем любые варианты. Уже выполнен перевод сайтов по разные языки, и идут переговоры об открытии некоторых сайтах на новых для нас рынках.

Технические планы – это обновление сайтов сети до версии 4.0, а мобильных приложений для iOS и Android до версии 2.0. Апдейты получают все наши партнеры без исключений, они включат в себя новый интерфейс, обновленный движок и учет пожеланий по работе наших франчайзи.

citysites img

БизРейтинг: Как правило, наиболее интересным для наших читателей являются аспекты их возможной выгоды. Что представляет собой бизнес CitySites с коммерческой точки зрения? 

Иван Полиенко: Приведу цифры: маржа нашего бизнеса приблизительно 50%. Прибыльность зависит от населения города и от качества работы отдела продаж – если франчайзи следует нашим рекомендациям, то уже через год он без проблем берет планку в полмиллиона рублей прибыли. Это для среднестатистического городка, населением в 300 тыс. жителей. Окупаемость примерно 9-12 месяцев.

БизРейтинг: Какой примерно процент от подключившихся к вашей франчайзинговой сети через какое-то время прекращает с вами работу?

Иван Полиенко: Мы не боимся раскрывать эту информацию, поэтому отвечу честно: 10-15%. Одна из наиболее частых проблем – это отсутствие прибыли. Расскажу о ситуации, недавно случилась: партнер говорит, что сайт не прибылен. Копнули глубже, выяснилось, что на штат из шести человек, а продает всего один. И то, вяленько. Кроме того, следования нашей бизнес-модели нет как таковой. 

Некоторые недоговаривают о проблемах, некоторые откровенно врут (особенно часто о своих финансовых возможностях), всякое встречалось. Примерно так формируется аудитория тех, у кого не получилось. Но тем не менее мы всех уважаем и поддерживаем, а если приходится расставаться – делаем это мирно.  

БизРейтинг: Есть ли у вас конкуренты - другие сети городских порталов? Работают ли они по франчайзинговой схеме?

Иван Полиенко: Конечно, конкуренты есть, некоторые также работают по франчайзинговой схеме. Названия компаний упоминать не буду по очевидным причинам. Тут стоит сделать уточнение под тем, кого мы видим своими конкурентами. Дело в том, что зачастую это франшизы, предлагающие частичный функционал нашего предложения. К примеру, только лишь мобильное приложение, или только лишь сайт. Но нет ни одного предложения, которое предлагало бы все в комплекте. Было несколько проектов, которые просто «слизали» наши идеи, но в конечном итоге они же к нам обратились с предложением купить их сайты.

БизРейтинг: Какие вы можете дать рекомендации интересующимся франшизой в интернете?

Иван Полиенко: если вы чувствуете, что такого рода проект вам интересен, то смело беритесь за него. Промедление стоит дорого, в наше время все настолько быстро меняется, что, взяв время на размышление, вы сразу теряете деньги. 
 


В следующей статье, которая будет завершать цикл, мы расскажем об одной из наиболее успешных и быстроразвивающихся франчайзинговых сетей – «Наш Край».




 






Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга