Что необходимо знать будущему франчайзи?

Информация
Что необходимо знать будущему франчайзи?

03.04.2012

    Портал Бизрейтинг продолжает публикацию тематических статей в рамках нашего раздела "Франшизы и франчайзинг". Сегодня мы рассмотрим несколько базовых вопросов, которые нужно знать будущему покупателю франшизы. 

       Понятие франчайзинга.

          По  сути, под франчайзингом понимают аренду товарного знака, использование которого регламентируется договором  между франчайзером и франчайзи. Этот договор может отличаться по своему содержанию и объему, так как требования к франчайзи у разных компаний, предлагающих приобрести франшизу, различны. Что в первую очередь зависит от известности бренда или торговой марки и политики компании. В  некоторых договорах условия использования товарного знака регламентируют дизайн и ценовую политику заведения, униформу персонала и  интерьер помещения, а также множество иных, как может показаться на первый взгляд,  мелочей.

          Франчайзинг в Украине и других странах между собой ничем принципиально не отличаются и имеют ряд основных признаков. Во-первых, для вступления в систему франчайзи должен выплатить определенную сумму, так называемый паушальный взнос. После этого франчайзер передает ему схему ведения бизнеса. Далее на протяжении всего периода сотрудничества франчайзер получает роялти (отчисления) за использование его ТМ. Сумма роялти может быть фиксированной или составлять определенный процент от оборота.  Эти условия не являются догмой, а могут изменяться в зависимости от вида франчайзинга. Например может отсутствовать либо паушальный взнос, либо роялти, а иногда и одно и другое.
                                    

       Виды франчайзинга.

          Если Вы решили вести свой бизнес на основании договора   франчайзинга, следует определиться какой вид франшизы Вам подходит больше всего, так как их насчитывается около десятка. Мы же рассмотрим для сравнения всего несколько. Первый вид  - стандартная франшиза, наиболее популярный вид в мире. Согласно ее договору необходимо выплатить паушальный взнос, осуществлять отчисления роялти, безукоризненно следовать корпоративным стандартам и постоянно отчитываться перед франчайзером. В виду всего вышеперечисленного на просторах постсоветского пространства такой вид сотрудничества прижился плохо. Так как наш предприниматель достаточно свободолюбив и не желает находиться под постоянным «надзором».


          Особой популярностью и, даже можно сказать, любовью, пользуется у наших бизнесменов свободная франшиза. При таком виде сотрудничества франчайзи получает полную свободу в организации собственного бизнеса, под торговой маркой и на благоприятных условиях франчайзера. Также может полностью отсутствовать как отчисления роялти, так и паушальный взнос.

          Интересным  является такой вариант как «бизнес под ключ». В этом случай франчайзер сам создает объект и в последующем передает его во владение франчайзи за определенный процент от оборота или прибыли.
Приобретение мастер-франшизи позволяет франчайзи быть монополистом в определенном регионе. Самому продавать франшизы, развивая франчайзинговую сеть, или открывать свои объекты. На этом, пожалуй, мы и остановимся, так как полное осветление данного вопроса требует написания отдельной статьи.
 

      Основные аспекты, на которые следует обратить внимание.

          Если Вы решили приобрести франшизу, очень желательно это делать за свои денежные средства и стараться не пользоваться услугами банка, особенно если вы планируете брать валютный кредит. Также при этом существует довольно много скрытых затрат и увеличиваются выплачиваемые налоги.

          Также постарайтесь на старте, начиная бизнес с нуля, не вкладывать в него все до последней копейки.  Остановите свой выбор на предложении, которое позволит Вам сохранить определенную сумму на случай возникновения непредвиденных расходов, которые не заставят себя долго ждать. Не нужно экономить на рекламе. Расходы на рекламу обязательно себя оправдают.

          Не стоит стремиться к сотрудничеству с большой всемирно известной сетью. Такое партнерство будет  дорого стоить, да и условия договора  довольно жесткие, а окупаемость капиталовложений может составить несколько лет.  Привлекательной может также быть компания с плохой репутацией, это все же лучше чем отсутствие репутации вообще. Самым наглядным примером послужит Макдоналдс, бренд, который сочетает в себе невероятное количество негативных отзывов и сверхпопулярность во всем мире.

          Развивающиеся компании могут предложить Вам  приобрести франшизу на максимально выгодных условиях, которые позволять окупить денежные вложения буквально за несколько месяцев.  Такой подход обуславливается стремлением к наиболее быстрому развитию сети.

          Многие наши предприимчивые соотечественники довольно часто после покупки франшизы и изучения системы ведения бизнеса отказываются от сотрудничества и организовывают бизнес по аналогии, но уже под своим торговым знаком. И это является неотъемлемой частью реалий ведения бизнеса в нашей стране.



Роман Бондаренко
БизРейтинг