Франчайзинг по-украински. Особенности и тенденции развития

Информация
Франчайзинг по-украински. Особенности и тенденции развития

10.07.2012

Сегодня свыше четырех сотен компаний занимаются продвижением своих франшиз на территории Украины и имеют как минимум одну франчайзинговую точку. Количество не такое уж и большое, но сопоставимо по количеству компаний с рынком России, на котором действует около пяти сотен франчайзеров. На рынок европейских стран в среднем приходится около тысячи франшиз на рынок, а лидирующую позицию занимает Китай с более чем тремя тысячами предложений. И все эти компании заинтересованы в первую очередь в успешной продаже своих франшиз. О том, как продать франшизу мы уже писали в одной из наших предыдущих статей.

Но количество франшиз не основополагающий фактор, главное - тенденции развития рынка. В последние несколько лет на украинском рынке франчайзинга отмечена тенденция роста на уровне 20-25% ежегодно, согласно прогнозам специалистов данная тенденция роста будет выдержана и в будущем.

Украинский бизнес в сфере франчайзинга имеет ряд национальных особенностей. В нашем законодательстве существует понятие  договора коммерческой концессии. С юридической точки зрения этого вроде бы недостаточно, но зато этого вполне достаточно предпринимателям для организации бизнеса наиболее приемлемым для себя образом. Отсутствие жесткого регулирования на законодательном уровне позволяет организовывать любые схемы взаимоотношений между предпринимателями.

 Следующим позитивным моментом является отсутствие обязательной и определенной модели точек, для того, чтобы продать франшизу бизнесу не обязательно работать какое-то время, это можно делать сразу же после регистрации предприятия, что позволяет предпринимателям достаточно быстро и активно выходить на украинский рынок с новым предложениями. В более чем сорока странах мира существуют такого рода ограничения, а в остальных странах, обычно, не используют ограничения, а просто ждут, когда у предпринимателей начнутся проблемы, тогда и займутся их решением.

 Такой подход может быть довольно интересным, ввиду того что следующим возможным уровнем развития законодательств, может быть закон о разглашении коммерческой информации перед подписанием договора франчайзинга. Принятие закона о разглашении информации позволит как франчайзеру, так и франчайзи максимально точно понять друг друга, что особенно важно в условиях постоянного возрастания количества предложений франчайзинга на украинском рынке.

 Иные способы работы бизнеса в отрасли франчайзинга, которые предлагали украинские законодательные органы, в сегодняшних реалиях являются просто смешными. Всевозможные формы на законодательном уровне "расширения", "углубления" и "содействования" на самом деле никому не нужны, ведь действующий бизнес совсем не интересует статистика для государственных органов.



Роман Бондаренко
БизРейтинг