Купить франшизу: действующую или новую? Вот в чем вопрос

Информация
Купить франшизу: действующую или новую? Вот в чем вопрос

02.07.2013

Приобретение франшизы может быть настоящим прорывом и немалым скачком в карьерном и личностном росте для начинающих предпринимателей и владельцев малого бизнеса. Но вот как принять правильное решение о том, какую франшизу купить лучше: новую или проработавшую уже некоторое время?

Решение стать франчайзи может быть вашей верной дорогой к успешному предпринимательству. Вы можете использовать все преимущества раскрученного бренда, отлаженных и проверенных временем бизнес процессов. Франчайзинг может служить вам стабильным источником дохода, ведь это именно то, что особенно востребовано сегодня в тесном мире рыночных отношений. Тем не менее, какой на сегодняшний день существует лучший способ стать франчайзи? Что вы хотите: начать все с нуля, с покупки новой франшизы, или может быть, вы стремитесь максимально упростить себе жизнь и купить действующий франчайзинговый бизнес?
 
Сравнение преимуществ новой и существующей франшизы – настоящая дилемма, ключ к решению которой лежит в понимании возможностей и проблем, связанных с каждым из этих вариантов. Разумеется, что тщательный анализ следует провести прежде чем предпринимать какие-либо решительные действия. Тщательно оценивая плюсы и минусы каждого из подходов, можно свести к минимуму возможность возникновения неприятных сюрпризов и значительно повысить шансы на успех своей предпринимательской деятельности в сфере франчайзинга.
 

Основные преимущества действующей франшизы

 
Среди потенциальных франчайзи существует общепринятое мнение, что гораздо проще и легче купить существующую франшизу, чем «заморачиваться» с запуском нового франчайзингового объекта. Вполне вероятно, что произойдет именно так. А может быть, и нет... Все зависит от специфики выхода. Необходимо индивидуально рассматривать каждый конкретный случай. Но было бы несправедливо отрицать, что существующие франшизы предлагают несколько преимуществ, которые стоит рассмотреть:
 

1. Отлаженные процессы на предприятии

 
Одной из характерных особенностей и основным преимуществом существующей франшизы может быть возможность купить готовый бизнес под ключ. Предприятие уже функционирует, так что продавец должен быть в состоянии продемонстрировать показатели окупаемости и рентабельности бизнеса. Также он обязан предоставить достоверную информацию, которая поможет вам правильно определить текущий денежный поток и сделать более точные прогнозы относительно финансовой стороны деятельности предприятия. А это, как известно, два ключевых элемента при определении стоимости готового бизнеса.
 

2. Клиентская база

 
Наработанная база лояльных клиентов является огромным преимуществом, как для продавца франшизы, так и для нового владельца бизнеса. Действующие франчайзи, решившие продать свой бизнес, зачастую удостоены повышенного внимания со стороны инвесторов, так как пользуются преимуществом наработанной большой базы постоянных клиентов, что делает их предложение в глазах инвесторов намного привлекательнее по сравнению с новыми франшизами. Известный франчайзинговый бренд уже сам по себе способен обеспечить доверие клиентов. Даже если и происходит смена собственника, это никак не сможет навредить стабильному потоку клиентов, так как для них важен имидж всей франчайзинговой сети в целом.
 

3. Гибкие условия франчайзингового договора

 
Франчайзеры обычно имеют фиксированную структуру оплаты и взимают с франчайзи определенную сумму за открытие новой франчайзинговой точки, таким образом, ограничивая способность покупателя вести переговоры по условиям или цене сделки. Если франчайзер требует паушальный взнос, то вам вряд ли удастся его убедить уменьшить эту сумму. Ведь у вас нет никаких оснований требовать подобные уступки.
В то же время, покупка существующей франшизы, ставит вас непосредственно в равные условия с продавцом и предоставляет больше возможностей влиять на процесс переговоров, обсуждать условия сделки и получить максимальную отдачу от ваших инвестиций.
 

Основные преимущества новой франшизы

 
Приобретение новой франчайзинговой торговой точки сопряжено с более высокими предпринимательскими рисками. Следовательно, потенциально обладает более высокими перспективами и может окупить все вложения предпринимателя сторицей, что будет настоящей наградой для франчайзи. В то время как возможности и перспективы каждой конкретной франшизы отличаются, новые франчайзи часто обнаруживают, что открытие франчайзинговой точки с нуля предоставляет определенные выгоды, которые просто недоступны по сравнению с действующим объектом:
 

1. Безупречная репутация франчайзера

 
Новые франшизы предлагают покупателям начать свою предпринимательскую деятельность с чистого листа. Возможности вашего бизнеса не будут зависеть от привычек, личных связей, преимуществ и/ или недостатки предыдущего владельца. Хотя это говорит также о том, что вам придется намного больше работать над тем, чтобы поставить свой бизнес на ноги, заслужить хорошую репутацию и расположение клиентов.
Кроме того, вам не придется беспокоиться о возможных негативных отзывах и впечатлениях клиентов, а также враждебно настроенных бывших сотрудниках преследующих ваш бизнес. Вы ведь не можете быть уверенным в том, что прежний собственник был порядочным человеком и не допускал вольностей или ошибок в обращении с персоналом. А сотрудники в свою очередь надлежащим образом обслуживали клиентов.
 

2. Цена продажи франшизы с нуля гораздо ниже

 
Цена новой франшизы зачастую намного дешевле, по той простой причине, что вы не покупаете существующий стабильный денежный поток от наработанной клиентской базы, и не платите за «goodwill» и безупречную деловую репутацию бизнеса, что так часто используют в качестве основных аргументов продавцы действующих франшиз.
Бизнес с солидной репутацией, который проработал несколько лет и имеет сильный входящий поток клиентов явно стоит намного больше, чем тот, который появился на новом месте буквально вчера. Если новая франшиза оказалась успешной, вы будете, в первую очередь, выгодоприобретателем хорошей деловой репутации компании франчайзера, а не покупателем готового бизнеса в прямом понимании.
 

3. Новое оборудование и помещение

 
Когда вы покупаете новую франшизу, вполне вероятно, что ваше оборудование и причие материальные активы также будут новыми или, по крайней мере, они окажутся намного новее, чем они были бы в случае, если вы решили купить франшизу, проработавшую уже некоторое время. Само собой, что устаревшее оборудование не всегда является принципиальным моментом и обязательно должно все портить. Но все же в некоторых сферах предпринимательской деятельности (например, франчайзинг общественного питания), важно заранее убедиться, что предприятие оснащено надежным современным оборудованием и мебелью.
 
В конечном счете, окончательное решение о покупке новой или существующей франшизы зависит исключительно от вас, ваших личных предпочтений, амбиций и того, насколько рисковым предпринимателем вы являетесь. Если говорить обобщенно, то проверенные временем действующие франшизы являются наилучшим способом обезопасить свои инвестиции.
 
Но если же идея «закладывать фундамент» новой франшизы на новой нетронутой территории не смущает вас (или даже наоборот импонирует вам), тогда вам следует рассматривать выставленные на продажу новые франшизы, которые вы сможете найти, заглянув в каталог франшиз. Скорее всего, это будет наилучшим вариантом для такого предпринимателя как вы.
 
Если честно, то нельзя со стопроцентной уверенностью дать ответ на вопрос: «Какая франшиза лучше, новая или действующая?» Для начинающих предпринимателей это настоящая дилемма. И оба подхода имеют как свои преимущества, так и свои недостатки. А каждый конкретный случай следует рассматривать сквозь призму личных качеств и амбиций потенциального франчайзи.
 
Кертис Кроекер, главный менеджер BizBuySell.com и BizQuest.com, крупнейшей и наиболее интенсивно развивающиеся площадки для продажи бизнеса в Интернет. BizBuySell.com в настоящее время насчитывает более 910 000 посещений за месяц. @ BizBuySell

 



Кертис Кроекер
www.bizbuysell.com