Независимый бизнес или франшиза? Как сделать правильный выбор?

Информация
Независимый бизнес или франшиза? Как сделать правильный выбор?

05.07.2013

 

В этой статье мы рассмотрим пять основных различий между покупкой франшизы и самостоятельного бизнеса. Покупка малого бизнеса является важным шагом в карьерном росте. Выбрать тип бизнеса для покупки – это одно из решений, которые вам необходимо будет принять в первую очередь. В частности, вы должны решить, стоит ли вам покупать независимый бизнес или лучше купить франшизу.
 
Вполне очевидно, что многие покупатели, даже обладая посредственными предпринимательскими способностями, не только могут, но и действительно добиваются успеха как в случае покупки готового бизнеса, так и во франчайзинге. Тем не менее, есть некоторые ключевые различия, которые необходимо учитывать при определении того, какой именно вид бизнеса как нельзя лучше подойдет вам для достижения личных и деловых целей.
 

Что лучше, купить франшизу или  независимый малый бизнес?

 
Некоторые покупатели могут достичь существенных результатов в качестве независимых предпринимателей, тогда как другие, более вероятно, смогут добиться успеха только как владельцы франшизы. Если сравнивать самостоятельный бизнес с франшизой, мы увидим, что на самом деле, нет простого ответа на вопрос: «А что из них лучше?». Это настоящая дилемма для начинающего предпринимателя. Вместо этого, вы должны тщательно оценить все факторы, которые отличают эти два подхода, а также преимущества и недостатки каждого из них в контексте ваших личных качеств и способностей. Поговорите с семьей и другими людьми, мнение которых для вас важно, и только затем примите окончательное решение, какой из типов ведения предпринимательской деятельности подойдет именно вам.
 

Модель собственности и свобода действий

 
С точки зрения собственности и свободы действий, франшиза сильно отличается от типичного малого бизнеса. В отличие от независимых предпринимателей, владельцы франшиз не имеют права менять свою продукцию или услуги на основе их личных желаний или при изменении рыночных условий. В значительной степени, только франчайзер (то есть, материнская компания) имеет право принимать решения об изменении линеек продуктов и прочих переменах.
Но, с другой стороны, независимые владельцы бизнеса не ограждены от неудачи и не имеют никаких гарантий успеха. В то время как владельцы франшизы понимают, что продукция компании франчайзера, предлагаемые услуги, а также другие ключевые решения уже были испытаны и подогнаны под конкретный рынок. Другими словами, хотя владельцы франшизы и жертвуют своей независимостью в принятии решений, они получают удовольствие от безопасности и стабильности своей деятельности, которая приходит от осознания принадлежности к успешной большой компании с проверенной деловой репутацией.
 

Франчайзинг или действующий бизнес? Цена вопроса

 
Независимые владельцы бизнеса, как правило, несут более высокие инвестиционные затраты на покупку и последующее управление своим бизнесом. Но в тоже время они также имеют полный и всеобъемлющий контроль над любыми инвестиционными решениями и сроками их выполнения. Например, если наличными «туго», независимый владелец бизнеса может повременить с реконструкцией предприятия или масштабированием бизнеса. Он также может попытаться доступными способами ускорить или сжать рамки выполнения любого из своих проектов.
 
Как правило, все кто решил купить прибыльную франшизу несут значительно меньшие затраты на запуск бизнеса, особенно если сравнить средний размер паушального взноса, и сумму необходимую, чтобы создать бизнес с нуля. Но они должны выполнять в установленный срок все свои обязательства по отношению к франчайзеру. Например, в дополнение к паушальному взносу по франшизе, франчайзи должны на постоянной основе платить своему франчайзеру роялти. Когда дело доходит до ремонта помещения, покупке мебели, оплате за поставку товара и прочих подобных затрат, франчайзер имеет полное право диктовать сроки и объемы выполнения данных обязательств.
 

Влияние узнаваемого бренда на успех франшизы

 
В большинстве случаев, основное преимущество покупателей франшизы перед независимыми владельцами бизнеса, раскрывается в полной мере, когда затрагивается вопрос узнаваемости бренда. Если продавец независимого малого бизнеса никогда активно не занимался продвижением своего бренда на рынке, маловероятно, что вместе с бизнесом, который обладает стандартными бизнес-возможностями франшизы, вы также получите узнаваемый и популярный бренд.
 
Но покупатели также должны признать, что узнаваемость бренда – это медаль, которая может иметь и противоположную, менее привлекательную сторону. Если франчайзер или кто-либо из франчайзи сделает что-то, что запятнает его доброе имя и деловую репутацию, то страдают все франчайзи данного бренда, так как на них автоматически распространяются негативные последствия этого события.  В случае с покупкой готового бизнеса подобный риск отсутствует и покупателям не придется беспокоиться о подобной опасности.
 

Свобода действий или безопасность

 
Вариант франчайзинга, как правило, популярен среди покупателей, у которых отсутствует опыт в бизнесе или работы в конкретной отрасли. Конечно, и предприниматели «со стажем» также могут купить франшизу, но такая модель, в первую очередь, способна существенно облегчить «жизнь» начинающим бизнесменам. Франчайзинг обеспечивает доступ к успешной модели ведения бизнеса и проработанным бизнес-процессам, гарантирует корпоративную поддержку, лояльность клиентов, наличие надежных поставщиков и прочие преимущества.
 
С другой стороны, независимые владельцы бизнеса, зачастую, работают в одиночку и полностью контролируют деятельность своей компании. Правда, хотя обладать полным контролем это хорошо, но само собой, что поддержка, которую предоставляют франчайзеры своим франчайзи не имеет никакого отношения к независимым владельцам бизнеса. Поэтому им не стоит рассчитывать на гарантированную квалифицированную помощь в области управления, рекламного продвижения, закупок, сбыта продукции, налаживании операционных процессов, найме и обучении персонала, а также других сферах бизнес деятельности.
 

Подводим итоги

 
Утверждения о различных показателях прибыльности и успеха франшизы по сравнению с независимым малым бизнесом являются спорными и весьма сомнительными. Вы можете перечитать массу информации, но не найдете никаких убедительных доказательств того, что любой из выбранных вами подходов в конечном итоге может повысить или, наоборот, снизить вероятность успеха.
 
Как покупатель бизнеса, вы должны оценить потенциал каждого из возможных приобретений по существу. Чуть ли не каждый день находятся такие  франчайзи или собственника независимого бизнеса, которые потерпели неудачу. Но, в то же время, многие предприниматели имеют успех и достигают высоких результатов и в обеих моделей. Вся соль заключается в том, что независимо о того, будете вы покупать франшизу или самостоятельный бизнес, необходимо  тщательно изучить определенный бизнес, прежде чем в него инвестировать.
 
В конечном счете, решение купить действующий малый бизнес или франшизу сводиться к вашим индивидуальным особенностям, как личности и амбициям, как бизнесмена. Если вы не в состоянии отказать себе в удовольствии непосредственно влиять на процесс управления предприятием, не можете отказаться от принятия оперативных решений и хотите постоянно держать руку «на пульсе» вашего бизнеса, то франшиза, скорее всего, не является правильной бизнес-моделью в вашем конкретном случае. Однако если вы предпочитаете безопасность, стабильность, и все преимущества участника крупной торговой сети, то решение купить готовую франшизу или открытие франчайзинговой точки в своем городе может иметь больше смысла, чем покупка независимого малого бизнеса. Тогда вам следует заглянуть в авторитетный Каталог франшиз и выбрать предложение по душе.
 
Кертис Кроекер, главный менеджер BizBuySell.com и BizQuest.com, крупнейший и наиболее посещаемых площадок для продажи готового бизнеса в Интернете.

 



Кертис Кроекер
BizBuySell.com