Особенности национального франчайзинга: чего стоит бесплатная франшиза

Информация
Особенности национального франчайзинга: чего стоит бесплатная франшиза

29.07.2013

Рынки франчайзинга и готового бизнеса активно развиваются параллельными путями. Только если собственники предприятий после продажи бизнеса планируют купить другой объект за рубежом и тем самым обезопасить свои активы, то начинающие франчайзеры пытаются привлечь внимание покупателей в первую очередь за счет снижения размера стартовых инвестиций (паушального взноса).

 

Отдам франшизу в хорошие руки


Франчайзинговые сети прекрасно понимают, что представители малого бизнеса и потенциальные франчайзи, располагают незначительными стартовыми инвестициями и лихорадочно ищут новые идеи, позволившие бы им создать бизнес с минимальными вложениями. Как показывает опыт даже жесткое ограничение в средствах и высокие предпринимательские риски не могут отбить у них коммерческий азарт.

Не так давно компании-франчайзеры нашли и стали использовать один весьма эффективный способ продвижения своего бренда на рынке, который позволяет им привлечь эту многочисленную и инициативную часть своей целевой группы. О таком варианте сотрудничества как продажа франшиз в Украине без паушального взноса еще пару лет назад никто даже и не говорил.

Но, тем не менее, сегодня данная практика применяется многими развивающимися франчайзинговыми системами. Подобное развитие событий было довольно трудно предугадать заранее, а вот вероятные последствия этой новой тенденции для отечественного рынка можно попытаться спрогнозировать уже сегодня. Тем более что некоторые неприятные симптомы этого франчайзингового ноу-хау проявляются в данный момент.  

Итак, что мы видим. В стремлении к быстрому развитию и захвату своей доли рынка, компании предоставляют свою франшизу бесплатно, радушно принимают в свою сеть всех желающих (а скорее «кого попало») и часто игнорируют такой нюанс как тщательный отбор деловых партнеров. А это одна из главных ошибок развивающихся франчайзинговых сетей, о которых мы уже писали в статье «Решили купить успешную франшизу: задаем правильные вопросы».


Бесплатные франшизы в перспективе


Продвижение своей франшизы без каких либо требований к франчайзи, в том числе и денежных потенциально в короткий срок должно привести к стремительному росту сети. Такая франшиза  привлекает много новых покупателей и на начальном этапе оправдывает все ожидания франчайзера на быстрый рост. Однако запланированные денежные потоки новые франчайзи почему то не приносят и  очень часто данная модель развития  франчайзинга начинает пробуксовывать по целому ряду причин:

  • Без такого важного связующего звена, как деньги, обе стороны проигрывают в долгосрочной перспективе.
  • Полностью убирая денежную планку входа в собственную сеть, франчайзер отодвигает на задний план, как отбор бизнес партнеров, так и поддержку франчайзи. Все мы взрослые люди и можно не объяснять, к чему приводят беспорядочные связи.
  • В свою очередь франчайзи ничто не держит в системе. У него отсутствует привязка к собственным вложениям и быстро падает мотивация. Ему абсолютно нечего терять и он ничем не рискует. Даже если проснется с утра и просто решит все бросить.
  • В итоге компания франчайзера несет убытки, так как расходы на запуск франчайзинговой точки они все же понесли. И вряд ли за это время смогли вернуть свои вложения.
  • Отсутствие расходов на маркетинговое продвижение и рекламную поддержку своих франчайзи не позволяет эффективно продвигать бренд на рынке.
  • Среди франчайзи много начинающих предпринимателей, которые по своей неопытности могут легко испортить репутацию всего бренда, а у франчайзера отсутствуют время и средства для осуществления эффективного контроля действующих объектов.

Общая схема развития такой франшизы выгладит примерно следующим образом: на первом этапе срабатывает эффект новизны и открывается довольно много франшиз, но уже спустя некоторое время начинается медленное, но неуклонное сокращение количества франчайзи и угасание всей сети. Все эти причины могут проявляться в большей степени, но главной проблемой является то, что недобросовестная работа отделений и подмоченная репутация делают свое дело. Постепенно бесплатная франшиза теряет свою привлекательность не только в глазах клиентов, но и потенциальных деловых партнеров. Подобный удар для франчайзинговых сетей, как правило, оказывается роковым.

Настоящая цена бесплатного партнерства


Франчайзи, скорее всего, удастся выйти из сети с минимальными потерями, и то если не брать во внимание потерянное время. Для кого то, это будет вполне приемлемая цена за приобретенный бесценный опыт. Правда, не стоит забывать о рисках всех участников сети в случае явного обмана клиентов со стороны самого франчайзера. Вполне может быть, что продвижением франшизы занимались мошенники и после их внезапного исчезновения оставшимся «партнерам» придется собственноручно расхлебывать заварившуюся кашу и выплачивать компенсации обманутым клиентам сети. Хорошо хоть подобные случаи единичны и скорее исключение из правил, чем закономерность.

В будущем свою работу на украинском рынке, несомненно, продолжат системы передающие право работы под их торговой маркой бесплатно, но при этом осуществляющие строжайший отбор и последующий контроль своих партнеров по бизнесу. Такие франчайзинговые сети будут развиваться медленнее, но зато их позиции будут гораздо прочнее. В таком случае через некоторое время они, вероятнее всего, будут просто вынуждены сделать свою франшизу платной и включить паушальный взнос в стоимость.

Из этого возникает вполне закономерный вопрос. Стоит ли начинающим предпринимателям рисковать и терять свое время на работу в сети, которая имеет все основания через некоторое время прийти в полный упадок? И это несмотря на то, что сам конкретный франчайзи может обладать необходимым опытом и беспрекословно следовать требованиям системы.

До настоящего времени в Каталоге франшиз на портале БизРейтинг были представлены только проверенные франчайзинговые предложения, которые как ни странно, но развиваются по платной схеме. Продвижение на рынке, раскрученный бренд, отличная деловая репутация и успешная бизнес-концепция дают возможность не просто минимизировать предпринимательские риски, но и в разы увеличивает вероятность успеха. А это как раз то, что хотят получить потенциальные франчайзи. Создатели вложили в свой проект немало денег и сил и хотят получить отдачу. Именно поэтому качественные франшизы имеют вполне обоснованную рыночную цену.  

 



Роман Бондаренко
БизРейтинг
Еще интересные статьи:
Какой бизнес лучше всего покупать в маленьком городе?
Какой бизнес лучше всего покупать в маленьком городе?
Когда нужно официальное заключение оценки бизнеса
Когда нужно официальное заключение оценки бизнеса
Какие налоги платят при продаже бизнеса?
Какие налоги платят при продаже бизнеса?

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга