29.07.2013
Рынки франчайзинга и готового бизнеса активно развиваются параллельными путями. Только если собственники предприятий после продажи бизнеса планируют купить другой объект за рубежом и тем самым обезопасить свои активы, то начинающие франчайзеры пытаются привлечь внимание покупателей в первую очередь за счет снижения размера стартовых инвестиций (паушального взноса).
Отдам франшизу в хорошие руки
Франчайзинговые сети прекрасно понимают, что представители малого бизнеса и потенциальные франчайзи, располагают незначительными стартовыми инвестициями и лихорадочно ищут новые идеи, позволившие бы им создать бизнес с минимальными вложениями. Как показывает опыт даже жесткое ограничение в средствах и высокие предпринимательские риски не могут отбить у них коммерческий азарт. Не так давно компании-франчайзеры нашли и стали использовать один весьма эффективный способ продвижения своего бренда на рынке, который позволяет им привлечь эту многочисленную и инициативную часть своей целевой группы. О таком варианте сотрудничества как продажа франшиз в Украине без паушального взноса еще пару лет назад никто даже и не говорил.
Но, тем не менее, сегодня данная практика применяется многими развивающимися франчайзинговыми системами. Подобное развитие событий было довольно трудно предугадать заранее, а вот вероятные последствия этой новой тенденции для отечественного рынка можно попытаться спрогнозировать уже сегодня. Тем более что некоторые неприятные симптомы этого франчайзингового ноу-хау проявляются в данный момент.
Итак, что мы видим. В стремлении к быстрому развитию и захвату своей доли рынка, компании предоставляют свою франшизу бесплатно, радушно принимают в свою сеть всех желающих (а скорее «кого попало») и часто игнорируют такой нюанс как тщательный отбор деловых партнеров. А это одна из главных ошибок развивающихся франчайзинговых сетей, о которых мы уже писали в статье «Решили купить успешную франшизу: задаем правильные вопросы».
Бесплатные франшизы в перспективе
Продвижение своей франшизы без каких либо требований к франчайзи, в том числе и денежных потенциально в короткий срок должно привести к стремительному росту сети. Такая франшиза привлекает много новых покупателей и на начальном этапе оправдывает все ожидания франчайзера на быстрый рост. Однако запланированные денежные потоки новые франчайзи почему то не приносят и очень часто данная модель развития франчайзинга начинает пробуксовывать по целому ряду причин:
- Без такого важного связующего звена, как деньги, обе стороны проигрывают в долгосрочной перспективе.
- Полностью убирая денежную планку входа в собственную сеть, франчайзер отодвигает на задний план, как отбор бизнес партнеров, так и поддержку франчайзи. Все мы взрослые люди и можно не объяснять, к чему приводят беспорядочные связи.
- В свою очередь франчайзи ничто не держит в системе. У него отсутствует привязка к собственным вложениям и быстро падает мотивация. Ему абсолютно нечего терять и он ничем не рискует. Даже если проснется с утра и просто решит все бросить.
- В итоге компания франчайзера несет убытки, так как расходы на запуск франчайзинговой точки они все же понесли. И вряд ли за это время смогли вернуть свои вложения.
- Отсутствие расходов на маркетинговое продвижение и рекламную поддержку своих франчайзи не позволяет эффективно продвигать бренд на рынке.
- Среди франчайзи много начинающих предпринимателей, которые по своей неопытности могут легко испортить репутацию всего бренда, а у франчайзера отсутствуют время и средства для осуществления эффективного контроля действующих объектов.
Общая схема развития такой франшизы выгладит примерно следующим образом: на первом этапе срабатывает эффект новизны и открывается довольно много франшиз, но уже спустя некоторое время начинается медленное, но неуклонное сокращение количества франчайзи и угасание всей сети. Все эти причины могут проявляться в большей степени, но главной проблемой является то, что недобросовестная работа отделений и подмоченная репутация делают свое дело. Постепенно бесплатная франшиза теряет свою привлекательность не только в глазах клиентов, но и потенциальных деловых партнеров. Подобный удар для франчайзинговых сетей, как правило, оказывается роковым.
Настоящая цена бесплатного партнерства
Франчайзи, скорее всего, удастся выйти из сети с минимальными потерями, и то если не брать во внимание потерянное время. Для кого то, это будет вполне приемлемая цена за приобретенный бесценный опыт. Правда, не стоит забывать о рисках всех участников сети в случае явного обмана клиентов со стороны самого франчайзера. Вполне может быть, что продвижением франшизы занимались мошенники и после их внезапного исчезновения оставшимся «партнерам» придется собственноручно расхлебывать заварившуюся кашу и выплачивать компенсации обманутым клиентам сети. Хорошо хоть подобные случаи единичны и скорее исключение из правил, чем закономерность.
В будущем свою работу на украинском рынке, несомненно, продолжат системы передающие право работы под их торговой маркой бесплатно, но при этом осуществляющие строжайший отбор и последующий контроль своих партнеров по бизнесу. Такие франчайзинговые сети будут развиваться медленнее, но зато их позиции будут гораздо прочнее. В таком случае через некоторое время они, вероятнее всего, будут просто вынуждены сделать свою франшизу платной и включить паушальный взнос в стоимость.
Из этого возникает вполне закономерный вопрос. Стоит ли начинающим предпринимателям рисковать и терять свое время на работу в сети, которая имеет все основания через некоторое время прийти в полный упадок? И это несмотря на то, что сам конкретный франчайзи может обладать необходимым опытом и беспрекословно следовать требованиям системы.
До настоящего времени в Каталоге франшиз на портале БизРейтинг были представлены только проверенные франчайзинговые предложения, которые как ни странно, но развиваются по платной схеме. Продвижение на рынке, раскрученный бренд, отличная деловая репутация и успешная бизнес-концепция дают возможность не просто минимизировать предпринимательские риски, но и в разы увеличивает вероятность успеха. А это как раз то, что хотят получить потенциальные франчайзи. Создатели вложили в свой проект немало денег и сил и хотят получить отдачу. Именно поэтому качественные франшизы имеют вполне обоснованную рыночную цену.
Роман Бондаренко
БизРейтинг