Как проверить готовность вашего бизнеса к франчайзингу?

Информация
Как проверить готовность вашего бизнеса к франчайзингу?

04.08.2013

 

Для многих владельцев бизнеса, франчайзинг может оказаться идеальной формой расширения бизнеса. В конце концов, франчайзи несут ответственность за все инвестиции в открытие точек, именно поэтому все эти инвесторы в крайней степени заинтересованы выполнить все на отлично. Это позволяет франчайзерам расти гораздо быстрее, чем в любом другом случае. Но как показывает практический опыт не все бизнес модели  подходят для тиражирования путем франчайзинга.

Если же Вы рассматриваете франчайзинг как вариант развития своего бизнеса, один из наиболее важных вопросов, который следует себе задать будет «Готов ли я?». Несколько лет назад, один из моих клиентов, Джон Леонесио, поставщик доступных спа услуг под брендом Massage Envy (Скоттсдейл, штат Аризона), задал мне, как управляющему франчайзинг-консалтинговой фирмы, тот же вопрос. И мы вместе с ним решили провести такой же анализ, который в своей компании мы делаем для любого бизнеса, владельцы которого подумывают о расширении путем франчайзинга и продаже франшиз.

Формат нашей статьи не позволяет произвести всестороннее обсуждение проведенного анализа. Поэтому нами будут рассмотрены шесть основных моментов, которые могут помочь вам определить, есть ли у вашего бизнеса то, что нужно для превращения его в успешную франшизу.

Насколько эффективно это работает?


Для того чтобы стать успешным франчайзи, в первую очередь вам необходимо доказать, что ваша бизнес-модель реально работает. Конечно, здесь нет каких либо законов или свода правил в соответствии с которыми требуется продемонстрировать свою компетентность франчайзера, но все же существуют некоторые практические соображения. Для того чтобы завоевать доверие потенциальных франчайзи и успешно продавать франшизы, вы должны подтвердить наличие успешного действующего прототипа. Massage Envy пришел к нам в 2002 году и на это время у владельца было только два действующих объекта, которые были запущены менее одного года назад. Но эта бизнес-модель уже тогда демонстрировала высокие и стабильные показатели прибыльности и признание потребителей. В прошлом Джон имел опыт в качестве владельца и оператора различных клубов здоровья, а это означало, что его потребность в обучении была значительно ниже, чем у большинства новых владельцев бизнеса.

Сможете ли вы продать свою франшизу?


Для того чтобы успешно тиражировать свою франшизу, ваша бизнес-модель также должна быть привлекательной для потенциальных франчайзи. Несмотря на то, что трудно дать количественную оценку «ликвидности», но такие факторы, как надежность, уникальность, и запоминающийся бренд вносят свой вклад. Тем не менее, молодой бизнес Massage Envy, под управлением опытной команды заслужил за короткое время хороший авторитет, а концепция  бренда имела огромный успех у потребителей. Кроме того, у них уже была горстка докучающих расспросами потенциальных франчайзи. А это всегда является хорошим знаком, когда дело доходит непосредственно до сбыта товара.

Вы можете клонировать ваш бизнес?


Ключ к успеху в сфере франчайзинга кроется в уверенности, что ваши франчайзи смогут легко воспроизвести вашу модель ведения бизнеса. Если концепция работает только из-за уникального расположения бизнеса, громкого имени и связей продавца, или потому, что владелец работает 80 часов в неделю, франчайзи будет довольно трудно повторить подобное «волшебство». В идеале, концепция франчайзинга должна быть относительно простой в плане эксплуатации и, кроме того, должна в состоянии работать в различных регионах и на самых разных рынках. Конечно, обладая уникальным опытом и способностями, потенциальные франчайзи, безусловно, могут принести некоторые специальные навыки или, даже, вывести бизнес на качественно новый уровень  - но не стоит на это рассчитывать. В случае с Massage Envy, вся сила и успех заключались в простоте. Франшиза легко дублировалась, так как бизнес-модель была простой и франчайзи быстро обучались.

Вы можете гарантировать адекватную отдачу своим франчайзи?


Вполне естественно, что франчайзи, который является только владельцем-оператором, будет ожидать получения компенсации, не только в форме возврата инвестиций внесенных во франшизу, но также и за время, которое они будут уделять этому бизнесу. Хотя Massage Envy имела краткую историю предпринимательской деятельности, но все же мы прогнозировали, что компенсация франчайзи будут значительно выше по сравнению с другими сопоставимыми инвестиционными возможностями, даже после вычета роялти.

Какие у вас представления о ценностях?


Франчайзинговый бизнес в значительной степени заключается в поддержании хороших деловых отношений. А наиболее успешными франчайзерами, как правило, являются те, которые наиболее преданны своей идее и делают все возможное для успешности и продвижения своей франшизы на рынке. Это было ясно с самого начала, что Джон и его команда хотели создать первоклассную франчайзинговую организацию, которая будет делать все от нее зависящее для того, чтобы обеспечения успех своим франчайзи. Они создали и внедрили самые современные программы обучения, заручились поддержкой специалистов из первоклассного рекламного агентства. А самое главное, что им удалось организовать работу своего предприятия таким образом, чтобы обеспечивать постоянное взаимодействие с франчайзи.

Денежный вопрос?


Хотя франчайзинг и является недорогим, а возможно и наименее затратным средством расширения бизнеса, не стоит думать, что это стратегия будет совершенно бесплатной.

«Свежеиспеченному» франчайзеру понадобится капитал для разработки юридической документации, всевозможных руководств, учебных программ и маркетинговых материалов. И это не говоря о необходимости маркетингового бюджета для генерирования франчайзинговых лидов. Massage Envy был еще совсем молодым брендом, когда собственник этого бизнеса обратил внимание на франчайзинг и принял решение о такой форме дальнейшего развития бизнеса. Именно поэтому большое внимание было уделено разработке франчайзинговой стратегии, которая должна увенчаться успехом без превышения бюджета и дополнительных затрат.

Вооружившись именно таким пониманием «франшизабельности» своего бизнеса, Джон Леонесионачал продавать франшизы салона красоты Massage Envy в начале 2003 года. На сегодняшний день компания имеет более чем 700 офисов в 43 странах – и это действительно выдающийся успех, который является результатом сильной, проработанной концепции, рационального планирования и своевременного исполнения.

Но имейте в виду, что даже самые продуманные планы могут привести начинающего франчайзера к неудаче, если основной бизнес не готов к прайм-тайм. Потому если Вы рассматриваете франчайзинг, не торопитесь - сделайте шаг назад ... и спросите себя: «Готов ли я?».
 
Марк Зиберт - генеральный директор «iFranchise Group», фирмы предоставляющей консалтинг в сфере франчайзинга, и сотрудничающей с 98 из 200 лучших американских компаний-франчайзеров.

 

 



Марк Зиберт
По материалам Entrepreneur. Переведено для БизРейтинг