Рынок франчайзинга 2013: реалии и прогнозы

Информация
Рынок франчайзинга 2013: реалии и прогнозы

24.10.2013

К третьему кварталу 2013 года Ассоциацией франчайзинга в Украине идентифицировано 505 франчайзинговых компаний, которые охватывают все основные виды предпринимательской деятельности. На сегодняшний день франчайзинг в Украине находиться на достаточно высоком уровне развития. А количество франчайзеров вполне соразмерно с численностью населения и сильно не отличается от этого соотношения в странах с развитой экономикой.

За прошедший год их количество возросло примерно на 5%. Динамика, конечно, сократилась по сравнению с предыдущими годами, но и это вполне хороший показатель роста, учитывая сложившуюся экономическую обстановку. Численность действующих франчайзи превышает 22,5 тысячи точек. Динамика роста сетей в этом году практически достигла 10%. Это тот случай кода многие предприниматели сказали себе: «решено, продам бизнес и куплю франшизу».

Что интересно, на данный момент еще нельзя выделить определенного лидера из отраслей, так как все отрасли развиваются примерно одинаково. Но движимая сила в каждом случае своя. Рост розничной торговли объясняется в основном за счет одежного ритейла, как правило иностранного (турецкого) производства. Сфера услуг для населения и общественного питания растет преимущественно за счет  национальных брендов. Франшизы в сфере услуг для бизнеса и финансовых услуг, развиваются исключительно  за счет национальных брендов.

По все видимости потенциал дальнейшего развития франчайзинговых сетей в сфере розничной торговли содержится именно в национальных брендах. Кроме того перестраиваются и приспосабливаются к франчайзинговой модели ведения бизнеса собственники небольших торговых сетей или отдельных успешных торговых точек. Особенно это актуально для сферы одежного ритейла и продуктов питания.

В общей сложности национальные бренды занимают около 55% всех франчайзинговых компаний. За последний год их количество существенно не изменилось. То есть, мы видим стремительный рост количества франчайзи при стабильном количестве игроков на рынке. Но зато определенные сдвиги намечаются в сфере общественного питания, что выражено в переговорах украинских инвесторов с крупными иностранными франчайзинговыми ресторанными сетями.

Что касательно перспектив украинского франчайзинга в следующем году, то они приблизительно следующие. Рост численности франчайзи останется в пределах 10%.  Особенно заметен рост будет в сферах розничной торговли товаров повседневного спроса, бижутерии низкого и среднего ценового сегмента, а также сувениров и подарков. Франшизы услуг населению, в том числе аутсоринговое обслуживание домохозяйств: уборка, химчистка, ремонт обуви и одежды. Кроме того будут популярны франшизы в сфере оздоровления и красоты.