Несколько советов о покупке франшизы для ведения бизнеса

Информация
Несколько советов о покупке франшизы для ведения бизнеса

17.05.2010

Вместо того, чтобы создавать компанию на пустом месте, в большинстве случаев гораздо выгоднее приобрести уже действующую, «рабочую» франшизу. Конечно, это будет стоить несколько дороже, зато... ... сэкономит вам массу времени и сил, и избавит от головной боли по массе вопросов, с которыми зачастую сталкивается начинающий предприниматель. Кроме того, не следует забывать и о сознании некоторой стабильности — как правило, рабочая франшиза уже гарантирует вам некоторый, пусть и не большой, но достаточно планомерный доход, что само по себе дорогого стоит. Итак, инвестируя в приобретение уже действующего предприятия, работающего по франшизе, вы можете рассчитывать на устоявшуюся клиентскую базу и стабильные финансовые потоки, динамику которых вы можете проследить за довольно длительный промежуток времени, не говоря уже о том, что для работающего бизнеса вам гораздо проще будет найти соинвестора или источники дополнительного финансирования. Итак...


Выбирайте то, что вам по душе


Приобретая действующее предприятие, вам все равно придется идти на значительные расходы, так что позаботьтесь о том, чтобы выпускаемая им продукция (или предлагаемые услуги) были интересны лично для вас. Для того, чтобы добиться успеха, вам придется проработать в избранной вами бизнес-сфере не один год, так что подумайте, насколько интересным будет для вас ваше новое дело в долгосрочной перспективе. Пользователь франшизы платит взнос за получение лицензии на использование торговой марки в размере 5-10% от совокупной стоимости создания одной точки продажи, периодическую плату (как правило, в процентах от валового дохода), часть расходов на рекламу и др.

Как уже отмечал БизРейтинг в статье "Предложения франчайзинга в Украине" начальная плата для большинства франчайзи находится в диапазоне от $20-28 тыс. Периодические платежи в среднем варьируются в пределах 3-6% объема продаж. Средний объем инвестиций, который необходим для создания одной точки продаж, включая стоимость недвижимости, составляет около $300 тыс., но в ряде случаев может превысить и $1 млн. Со своей стороны владелец франшизы обеспечивает повышение квалификации персонала, поддержку в управлении, проведение рекламной политики и предоставление оперативных услуг по требованию пользователя. Следует отметить, что стоимость входа во франчайзинговый бизнес существенно различаются по отраслям. Если речь идет о клининге, заправке картриджей и прочих достаточно простых услугах, то стоимость входа составляет всего $5-10 тыс., в более популярный (и довольно перспективный на теперешнем посткризисном этапе) автомобильный бизнес можно войти за $120-150 тыс, а в ресторанный (сеть кафе-закусочных и пр.) обойдется уже в $150-200 тыс. Чем популярнее торговая марка, шире возможности франшизы и выше стоимость первоначальных инвестиций, тем выше будет барьер входа.


Считайте деньги!


Одним из преимуществ приобретения уже действующей франшизы по сравнению с раскруткой собственного бизнеса с нуля, является то, что вы имеете возможность гораздо лучше подготовиться к роли предпринимателя и гораздо лучше узнать свое будущее дело на практике. Соответственно, вам легче будет подобрать наиболее подходящую (как по профилю и масштабам деятельности, так и по предполагаемым расходам) программу франшизы, а также ознакомиться с мнением уже действующих на рынке франчайзи и отзывами потребителей производимых ими товаров или услуг. Тщательно изучите текущую финансовую ситуацию на предприятии. Возможно, вам повезет и прежний собственник будет с вами достаточно откровенен, но даже в этом случае его данные лучше проверить при помощи независимого аудита, проведенного при помощи опытных финансовых консультантов. Ваши будущие коллеги по франшизе обычно весьма открыты для общения по профессиональным вопросам, к тому же им просто невыгодно вводить вас в заблуждение — ведь для них вы почти что «свой». Как знать, может уже в недалекой перспективе им понадобится уже ваша консультация по положению дел в данной бизнес-нише в вашей стране? Поскольку же в их откровенности сомневаться не приходится, воспользуйтесь возможностью и выясните, что им нравится и (особенно) не нравится как в самой программе, так и в поведении франчайзера. Опыт общения с собратьями по цеху (из других регионов, конечно) говорит том, что они частенько готовы будут поделиться с вами самой интимной информацией — например, о динамике прибыли и убытков их собственных предприятий, что будет для новичка весьма поучительно.


Работайте с людьми!


Пока вы изучаете ситуацию на предприятии, вам так или иначе придется провести достаточно много время как с его собственником, так и с рядовыми сотрудниками. Контакты с прежним владельцем вам следует сохранять как можно дольше и после того, как действующий бизнес сменит хозяина: ведь если с франчайзером и его представителями вам в перспективе предстоит общаться напрямую, то существующие клиенты, в большинстве случаев, склонны будут еще долго видеть в вас лишь продолжателя дела предшественника. Консультации с бывшим хозяином помогут вам, по крайней мере, не растерять уже имеемых покупателей, прежде чем вы сможет существенно нарастить их количество. Что же касается персонала, то от него, особенно на начальной стадии, во много будет зависеть успех предприятия. Внимательно изучите коллектив, доставшийся вам «в наследство», подумайте над дополнительными средствами мотивации, учтите все ошибки вашего предшественника в работе с людьми и постарайтесь их не повторять. Небольшая, но слаженная и эффективная команда — вот одно из основных составляющих рецепта успеха, особенно в малом бизнесе. Продумайте, в каком дополнительном обучении (тренингах) нуждаются ваши сотрудники — ведь с этим вам тоже может помочь франчайзер. Дело в том, что собственники франшизы кровно заинтересованы в оказании своим франчайзи эффективной поддержки, поскольку они получают от них плату за пользование франшизой (роялти), уровень которой зависит от степени успешности работы нового франчайзи и суммы его доходов. Хозяева франшизы в большинстве случаев оказывают помощь не только на начальном этапе “раскрутки” новой франшизы, но и в дальнейшем, до (а иногда – и после) достижения им желаемых финансовых показателей. Ну, что же — желаем вам удачно купить франшизу и получить успешный бизнес!



Максим Горынский

http://intercredit.com.ua