Продажа карьеров в Украине: инвестиции в добычу природного камня

Информация
Продажа карьеров в Украине: инвестиции в добычу природного камня

10.02.2016

Спрос на внутреннем и внешних рынках на украинский природный камень в первую очередь зависит от ситуации в строительной отрасли, которая обычно выступает локомотивом добычи и производства как различного по крупности щебня и гравия, так и крупных сырьевых блоков. Спад в экономике последних лет с закономерными последствиями для строительной отрасли заставляет отечественных производителей искать пути выхода на новые рынки и демпинговать в стремлении удержать свою долю рынка.

Традиционно Украина выступает крупным поставщиком каменного сырья для строительной отрасли центральных регионов России. Основными конкурентами на этом рынке – как и в целом по СНГ – для украинских предприятий выступают производители из Беларуси. 

Белорусский и украинский камень для строительных нужд ничем принципиально не отличается. Цена предложения, как и прежде, остаётся одним из основных критериев привлекательности поставщика. Что обуславливает главный инструмент конкурентной борьбы и вытеснения неудобного игрока – демпинг. Иногда производители вынуждены работать на уровне себестоимости.

Больше шансов победить в этом соперничестве у более выносливых игроков. Тех, кто в состоянии производить и поставлять продукт с минимальными издержками производства и затратами на логистику. По крайней мере, пока ситуация на рынках более менее не стабилизируется.

Спрос востока и запада весьма контрастен. Европейский рынок демонстрирует стабильный спрос на крупные необработанные, распиленные каменные блоки и плиты для строительства монументов и нужд городской архитектуры. Рынок Восточной Европы и стран СНГ (включая Россию, которая является крупнейшим потребителем), в отличие от рынка европейского, более прагматичен. Эти страны заинтересованы в первую очередь в дешёвых строительных материалах для возведения бетонных сооружений, строительства дорог и железнодорожных колей.

Ситуация в строительной отрасли Украины 2016. Статистика и прогнозы.

Некоторое оживление на строительном рынке Украине стимулирует внутренний спрос продукции гранитных карьеров и предприятий, специализирующихся на добыче и переработке природного камня.

Индикатор деловой уверенности в строительстве Украины возрос по сравнению с III кварталом 2015 года на 7 процентных пунктов и составляет теперь -39%. Недостаточный спрос - основной сдерживающий фактор строительной промышленности Украины на протяжении 2014 года – вернулся на докризисный уровень 2007-08 годов. Согласно опросам представителей строительного бизнеса, почти для 40% предприятий строительной отрасли проблема острого дефицита заказов сохраняет свою актуальность.

Является ли рост индикатора уверенности проявлением отложенного спроса, насколько эта тенденция окажется устойчивой, пока говорить сложно и пока рано.

Результаты опроса строительных компаний, проведённого в октябре 2015 года, свидетельствуют о некотором оживлении на строительном рынке страны, характерном для летнего сезона. Так, около четверти респондентов, специализированных на различных видах строительства, заявили о сокращении объёма выполненных строительных работ в июле-сентябре 2015 года. Треть опрошенных увидели рост объемов строительства. Остальные участники рынка существенных изменений по сравнению с прошлым сезоном не заметили.

Более уверенно себя чувствуют в сложившихся условиях предприятия, которые помимо внутреннего рынка способны экспортировать продукцию. Спрос на внешних рынках обусловлен высоким качеством украинского гранита для нужд  монументального строительства. Гранитные блоки в сравнительно небольших объемах поставляются во многие страны Западной Европы и Азию.

В основной массе украинские предприятия выпускающие щебень и различные виды измельчённого камня, предпочитают работать на близком и знакомом рынке стран СНГ, поставляя сырьё для строительной отрасли в Россию. Но в то же время успешно закрепились и на отдалённых рынках Латвии, Германии, Австрии. 

Экспорт гранита и камня украинскими предприятиями в 2016 году. Данные статистики.

По данным Государственной службы статистики Украины  за 9 месяцев (январь-сентябрь) 2015 года  украинскими предприятиями было экспортировано свыше 42’800 тонн гранита, порфира, базальта и другого камня для изготовления монументов или строительства в виде обработанных/необработанных блоков и плит. Общая стоимость экспорта данного вида сырья составила $6,250 млн.

Географическая структура экспорта выглядит следующим образом.  За девять месяцев нынешнего года 18,4 тыс. тонн экспорта полуфабрикатов пришлось на страны Европейского содружества, на страны Азии – 9,8 тыс. тонн. 14,5 тыс. тонн каменных блоков экспортировано в страны СНГ. Из них 3,1 тыс. тонн – в Азербайджан;  около 1 тыс. тонн – в Беларусь; 4,9 тыс. тонн – в Россию и 4,3 – в Узбекистан.

Галька, гравий, щебень или другие виды измельчённого камня, которые используются в качестве наполнителя для бетона или балласта при строительстве автомобильных дорог и железнодорожных колей проданы за рубеж в объеме 10’928,6 тыс. тонн на сумму $70,4 млн.

В структуре экспорта измельчённого камня 96,5% поставок приходятся на рынок СНГ. При этом подавляющая доля – 9’513 тыс. тонн – направляется на российские строительные предприятия.

Объем готовой продукции из камня, в которой заложена относительно высокая добавленная стоимость, занимает в экспорте незначительную долю. За указанный период было экспортировано всего 167,15 тонн гранита для памятников и строительства в виде обработанных плиток и кубиков с гранью не более 7 см. общей стоимостью $64,8 тысяч. Причём треть экспорта пришлась на страны СНГ.

Украинские производители каменного сырья (щебня, блоков и изделий из камня) ведут активную и жёсткую борьбу за рынки сбыта. Ареной наиболее жестокой конкурентной борьбы является рынок стран СНГ, где основным конкурентом украинских производителей выступает Беларусь.

Стратегия демпинга очень неоднозначна и часто сулит сомнительные выгоды. Иногда при резком демпинге украинских производителей камня, их продукцию перекупают белорусские компании. Можно предположить, что конечным потребителем товара являются российские предприятия.

Внешний спрос на украинский камень остаётся высоким. Кроме того в нынешнем году намечено некоторое потепление в строительной отрасли, за которым обычно следует повышение внутреннего спроса на строительный камень. Гранитный карьер с налаженными каналами сбыта продукции, действующий гранитный карьер габбро или высококачественного гранита для монументального строительства, остаётся выгодной инвестицией.

Учитывая, насколько хорошо зарекомендовал себя украинский камень для строительства монументов на мировых рынках, можно прогнозировать как минимум стабильный уровень экспорта. Зависимость объемов экспорта измельчённого камня, щебня и гравия обусловлена ситуацией в строительной отрасли стран СНГ, а также исходом борьбы с белорусскими производителями, в которой в настоящий момент доминируют украинские компании.