Классификация рисков действующего бизнеса

Информация
Классификация рисков действующего бизнеса

31.07.2018
 
Ранее мы уже рассматривали в общих чертах присущие покупателю бизнеса риски. Теперь же, не принимая во внимание риски, связанные со сделкой (мошенничество, ошибка юриста, неудачный выбор бизнеса или ошибки при его проверке, высокая стоимость), затронем риски, присущие дальнейшей деятельности приобретенного бизнеса.
 
 
Для начала определимся с тем, что же такое бизнес-риск.
 
Риск – это любой фактор, внешний или внутренний, способный нанести ущерб деятельности бизнеса (потеря прибыли или полное прекращение деятельности). 
 
Бизнес – это риск по определению, и, как мы знаем, нет ни одного бизнеса, который не был бы подвержен влиянию рисков. Другой вопрос, что различные предприятия достаточно сильно разнятся друг от друга по: а). вероятности реализации рисков; б). по степени ущерба в случае реализации того или иного риска. Степень подверженности рискам является одним из наиболее значимых факторов ценообразования готового бизнеса.
 
Открывая собственный бизнес или покупая уже готовый, предприниматель осознанно берет на себя не только определенную долю риска, но в ряде случаев и имущественную ответственность.  
 
Исходя из данного выше определения рисков, их существует огромное множество, и для того, чтобы проще было определиться с их многообразием, используются классификации по различным критериям.
 
 
 
 

Критерии классификации бизнес-рисков

 
 
По характеру учета
 
• Внутренние риски – риски, причины которых находятся в поле деятельности самого предприятия и его контактной аудитории. На уровень таких рисков влияет качество управления, техническое оснащение, техника безопасности, лояльность и квалификация штата сотрудников, лояльность клиентуры, репутационные издержки и т.д.
• Внешние риски – риски, причины которых находятся вне предприятия и его контактной аудитории. В данном случае практически нет возможности влиять на причины возникновения таких рисков. На уровень внешних рисков влияет огромное количество факторов. Покупатель готового бизнеса должен принимать во внимание прогнозируемость валютного курса, экономическое (инфляция, стагнация и т.д.), и политическое положение, возможные будущие препятствия торговой деятельности (военные действия, закрытие границ, эмбарго, мораторий), повышение налоговой нагрузки и т.д. К внешним рискам с определенным допущением относится и рынок сферы деятельности данного конкретного бизнеса.
 
 
По угрозе постоянства потерь:
 
• Статические риски (иногда их называют чистыми) – это те риски, которые практически всегда наносят ущерб. Это могут быть внешние форс-мажорные обстоятельства, несчастные случаи, ущерб от деятельности сотрудников и т.д. 
• Динамически риски (иногда их называют спекулятивными) – это те риски, которые могут обернуться для собственника как дополнительными убытками, так и прибылью согласно намеченных целей. Во многом уровень таких рисков зависит от выбранной стратегии развития и отдельных управленческих решений. 
 
 
По уровню принятия решений:
 
• Глобальные.
• Локальные.
 
 
По длительности действия:
 
• Постоянные.
• Кратковременные.
 
 
В соответствии со сферой деятельности:
 
• Производственные риски – угроза невыполнения производственного плана и, как возможное следствие, невыполнение обязательств по контрактам поставок 
• Коммерческие риски – риски на этапе реализации продукции или услуг.
• Финансовые риски – угроза невыполнения предприятием своих платежных обязательств.
• Страховые риски – риски, последствия которых должны быть скомпенсированы страховыми компаниями.
 
 
По последствиям:
 
• Допустимые риски – опасность понесения убытков, масштабы которых слабо отразятся на дальнейшей деятельности бизнеса.
• Критические риски – риски, последствиями которых станут финансовые потери, сопоставимые с прибылью предприятия.
• Катастрофические риски – угроза ситуации, при которой предприятие теряет платежеспособность и в перспективе может грозить прекращением деятельности.
 
 




Еще интересные статьи:
Какие налоги платят при продаже бизнеса?
Какие налоги платят при продаже бизнеса?
Почему продают работающий бизнес, если он приносит прибыль?
Почему продают работающий бизнес, если он приносит прибыль?
Инфографика: ТОП причин покупки бизнеса.
Инфографика: ТОП причин покупки бизнеса.

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга