Как купить готовый прибыльный бизнес: 7 советов

Информация
Как купить готовый прибыльный бизнес: 7 советов

13.02.2020
 
 
Как не прогореть, покупая готовый бизнес? Какие ошибки можно допустить, на чем можно потерять деньги? Читайте правила покупки прибыльного бизнеса.
 

 
 

 
 
Бизнес на продажу — почти всегда кот в мешке. Рассказываем вместе с бизнес-брокером Валерием Жерегеля, как отличить реально работающий и прибыльный бизнес от пустышки в красивой обертке.
 
 
 

Выберите сферу бизнеса

 
 
 
У нас был клиент — ректор частного регионального вуза, который решил продать бизнес и искал покупателя. Нашли крупный столичный вуз, который расширял региональную сеть. В городе у него уже был филиал, но он ютился в неудобном съемном помещении. А региональный вуз продавался вместе с помещением в собственности. Продавец и покупатель идеально подошли друг другу и сделкой остались довольны.

 

Будь покупателем человек с улицы, который просто сел в кресло ректора, все могло быть иначе. Например, без нужных связей сложно продлить государственную аккредитацию.
Еще пример из практики. Бывший крупный чиновник, выйдя в отставку, решил заняться бизнесом на имевшиеся накопления и купил турагентство. Он нашел небольшой семейный бизнес: офис в центральном районе столицы, четыре или пять наемных работников, наработанная база клиентов, сайт. Прибыль была стабильной и выглядела соблазнительно. Сделка состоялась. 

 

А дальше для нового собственника, который ничего не понимал в туризме, начались сюрпризы. Оказалось, часть продаж обеспечивали сами собственники, львиную долю остальных — два ведущих менеджера продаж. Один сразу уволился. И своих клиентов увел за собой.

 

В продажах это обычная практика: опытный продажник ценен базой и личными контактами с клиентами и способен как привести их, так и увести. Бизнес не прогорел, но проседание по выручке в первые месяцы работы было ощутимым, а окупалось дело дольше, чем поначалу планировал покупатель. Будь у него опыт в туризме, знал бы, с какими проблемами столкнется и как будет их решать.
Чтобы освоиться в новой сфере, нужно от двух-трех месяцев до года. Это время надо, чтобы набить шишки и выявить особенности нового дела. Естественно, зарабатывать по началу вы будете меньше, чем покупатель такого же бизнеса, но с подходящим опытом. Это нормально.
 
Если не видите перспектив в знакомой сфере или таких нет, возможно, стоит начинать с покупки не самостоятельного бизнеса, а франшизы. Там все шишки набил и накатал дорожку собственник франшизы.
 
 
 

Ищите конкретные предложения

 
Имейте в виду, если бизнес продается, на то должен быть комплекс причин, а не какая-то одна. Готовьтесь — среди предложений на продажу много мусора, мертвого бизнеса, бизнеса с проблемами, которые вскроются лишь со временем. И полностью застраховаться от этих проблем невозможно.
 
Ищите нормальные объекты, которые просто не подходят владельцу по ряду причин. 
Например, ректор из нашего кейса решил отойти от дел. Он занимался этим бизнесом около 20 лет. А начал работать в сфере образования еще при СССР. Поэтому с началом рыночных отношений был относительно молод, понимал, что делает и вписался в новые реалии. А на момент продажи ему было уже за 60. Человек хотел получить свой, условно говоря, миллион и уехать в теплые края. Да и понимал, что время мелких игроков в его нише ушло, выживать и воевать с заходящими в регион крупными вузами стало труднее. Поэтому предпочел передать дело жизни крупному бизнесу. Так и получилось.

 

Покупателю достался хороший бизнес: с лицензией, наработанной аудиторией потенциальных клиентов, именем, репутацией, помещением, студентами, которым доучиваться еще от одного до четырех лет. Покупатель заполучил неплохой актив: смог не только сэкономить на расходах, но и получить сразу готовый денежный поток в виде платы за обучение. К тому же у него был доступ к кредитованию. Так что в покупку он вложил в основном заемные средства, а из бизнеса изъял малую толику собственных.
Другой реальный пример нормальной причины продать бизнес. Собственник небольшой пекарни неожиданно оказался наследником работающего бизнеса и крупной суммы в США. Посчитав, решил: выгоднее уехать туда, а все активы в России, включая бизнес, продать. Покупателем стал его друг и партнер, который понимал, что бизнес продается не из-за убыточности и проблем, а по причине отъезда. Найдете что-то похожее — можно смело оформлять сделку.
 
 
 

 






Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга