Какой бизнес продают в Украине? Обзор рынка за осень 2009 года.

Информация
Какой бизнес продают в Украине? Обзор рынка за осень 2009 года.

26.11.2009

Что изменилось на украинском рынке действующего бизнеса за прошедшие три месяца? Что, где и почем можно купить? И самое главное ...

...стоит ли это сделать не дожидаясь Нового года?
В первую очередь эти вопросы волнуют потенциальных покупателей и инвесторов, но ответы на них, безусловно, будут интересны и продавцам. Итак...

В ожидании времени «П» 

Чем ближе Рождество, Новый год и, к сожалению, неизбежно следующие за ними (17 января) очередные президентские выборы, тем больше лихорадит как экономику Украины в целом, так и, соответственно, рынок действующего бизнеса. Относительное затишье, наблюдавшееся в период летних отпусков, уже в сентябре сменилось заметным увеличением предложений о продажах бизнеса почти во всех категориях, непосредственно не связанных с предстоящей президентской кампанией. 

Исключение вполне ожидаемо составили масс-медиа (особенно- телевидение), наружная реклама, полиграфические предприятия и все виды коммерческой недвижимости, которые так или иначе могут быть приспособлены для использования в данном бизнесе. Как отмечал ранее ИнтерКредит, подавляющее большинство подобных предприятий начало приносить ощутимый дополнительный доход уже в июле-августе, а со второй половины октября (после официального начала предвыборной агитации) к ним присоединились и более «скромные» коллеги из числа СМИ: радио, интернет- и печатные издания. 

Последним, впрочем, до сих пор осложняет жизнь существенный (20-40%) рост цен на бумагу и типографские услуги. Тем не менее, после массовых закрытий/замораживания печатных издательских проектов в августе-сентябре, новые предложения о их продаже на рынке практически отсутствуют.

Так называемая «эпидемия» свиного гриппа, грянувшая в начале ноября, подстегнула интерес (и спрос) к фармакологическим и аптечным предприятиям, которых однако к тому времени на рынке осталось немного. После достижения своего пика в апреле-мае 2009 г., предложения в этом секторе готового бизнеса пошли на спад. В настоящее время наиболее часто на реализацию выставляются мини-сети (одна-две «базовые» аптеки плюс три-пять аптечных киосков). 

Цены распределены в достаточно широком диапазоне: от 200-300 тыс. долларов (одиночные аптеки в различных районах Киева) до 50-80 тысяч долл. (мини сети: аптека +аптечный киоск) в крупных областных центрах и городах-миллионниках и 15-40 тыс. долл. (отдельные аптеки и аптечные киоски в районных центрах).

Что же касается бизнеса, связанного с производством лекарственных препаратов, то на рынке он представлен сегодня, преимущественно, в среднем ценовом диапазоне: от 600 тыс. долл. (линия по расфасовке жидких лекарственных средств) до 1 миллиона долларов (действующий рентабельный бизнес по производству лекарств в таблетках и капсулах, в том числе — препаратов от гриппа).

Однако за исключением этого специфического и (спорадического) всплеска спроса на действующий бизнес около-медицинской направленности, в остальном рынок характеризовался повышенным предложением предприятий на продажу, при весьма умеренной (чтобы не сказать — вялой) активности покупателей. Фактор президентских выборов в украинских реалиях перевешивает даже достаточно оптимистичные общемировые тенденции, свидетельствующие о постепенном выходе экономики Еврозоны из кризиса. 

Держи инвестора! 

В результате собственно украинские инвесторы предпочитают уводить деньги в офшоры (с последующей «инвестицией» их в уже действующее основное производство — преимущественно, предприятия крупного бизнеса), а иностранные инвесторы просто покидают Украину, предпочитая «пересидеть» смутные времена, обратив активы в валюту или вложить вырученные средства в те страны с «развивающейся» экономикой, которым в ближайшей перспективе не грозят электоральные пароксизмы.

Так, по итогам третьего квартала текущего года, Госкомстат зафиксировал двукратное – до $432 млн – ускорение оттока прямых инвестиций из Украины, при почти 40% (до 1,25 млрд долл.) сокращении новых денежных вливаний. Эксперты объясняют вывод капитала неопределенностью политической ситуации в стране накануне президентских выборов и продолжением игр в реприватизацию объектов крупного бизнеса: признание недействительными результатов конкурса по продаже Одесского припортового завода, а также изъятие у российских инвесторов акций «Укртатнафты» и «Лугансктепловоза».

Подобные «шутки» с бизнес-грандами поневоле заставляют задуматься и возможных покупателей среднего и малого бизнеса в Украине, в результате чего даже довольно многочисленные по количеству и небольшие производственные и торговые предприятия пока не находят того, кто скажет "куплю бизнес" до тех пор, пока их собственники не соглашаются пойти на разумный ценовой компромисс. 

Более того, некоторые иностранные инвесторы сами продают свои украинские активы. Так, например, из бизнес-сферы операций с недвижимостью было выведено около 136,9 млн. долларов, а из пищевой промышленности — 44 млн. долларов, что создает неплохие предпосылки для заполнения создавшегося «инвестиционного вакуума».

В тоже время, для отечественных инвесторов иностранные активы по прежнему привлекательны. Сегодня вполне реально вложить деньги в активы Западной Европы, а с учетом прошедшего падения цен, приобрести недвижимость в Испании выгоднее, чем пытаться вложить деньги в украинский бизнес, не приносящий прибыли.

Теперь рассмотрим предложения и цены на рынке продажи готового бизнеса в сезоне «Осень-2009».

Предложения и цены 

Цены на бизнес-объекты сегодня варьируются в широком диапазоне, в зависимости от направленности бизнеса, региона и состояния предприятия.

Рекорд цен по прежнему остается за крупными гостиничными комплексами (например 15 000 000$ в г. Кривой Рог) и базами отдыха в Крыму (например, рекреационный комплекс в пгт.Николаевка — 13 750 000$). Мини-отели и пансионаты семейного типа в южных и западных регионах находятся примерно в одной стартовой ценовой категории: Судак (Крым) — 1 250 000$, Кирилловка (Азовское море) — 1 600 000$, Трускавец — 2 000 000$.

Что же касается других объектов, то специалистами компании ИнтерКредит реально зафиксирован следующий порядок цен: 

Производственные предприятия — от 650 000$ (деревообрабатывающая фабрика в Киевской области, 1 000 000$ (швейная фабрика в центральной части Украины) до 1 500 000$ (завод по разливу минеральной воды), до 2 500 000$ (продажа свинофермы.) и 7 500 000$ (хлебозавод).

Торговля — от 36 000$ (цветочного магазина во Львове) и 200 000$(торговля керамической плиткой и сантехникой в Житомире), до 650 000$ (продажа стройматериалов в Луганске) и 1 000 000$ (базальтовый карьер в Закарпатье).

Автобизнес — от 200 000$ (франшиза по ремонту автомобилей по всей Украине) и 500 000$ (Автосервис), до 1 900 000$ (бизнес по перевозке товарного бетона по Киеву и области).

Рестораны, кафе — от 30 000$ (кафе в Киеве) и 560 000$ (загородный гостиничный комплекс в Киевской обл., до 1 000 000$ (гостиничный комплекс в г. Кривой Рог).

Сфера высоких технологий — от 3 000-5 000$ (интернет-магазин) и 20 000$ (интернет-супермаркет), до 370 000$ (долевое участие в производстве мобильного контента).

Итак, на пороге зимы, правила на украинском рынке действующего бизнеса по-прежнему диктует Его Величество Покупатель. Впрочем, это отнюдь не является приговором для продавца, просто заставляет его более внимательно отнестись к проведению предпродажной подготовки, грамотной оценке бизнеса и... будет способствовать занятию им более конструктивной позиции во время переговоров. 

Что же касается потенциальных покупателей (стратегических инвесторов), то именно сейчас перед ними открывается широкий простор не только выбора, но и маневра в определении условий приобретения того или иного действующего предприятия. Но и этот благоприятный период (увы!) не будет длиться вечно.

Если же вас заинтересовали одна или несколько из компаний, упомянутых в этом материале, то вы сможете узнать все подробности, а также получить профессиональную консультацию по обширной базе предложений каталога готового бизнеса, позвонив по телефону 8 800 594 32 70 или направив соответствующую заявку заявку по электронной почте.

Комментирует специалист : 

- Последний месяц осени на рынке действующих предприятий был самым активным - среднее количество заявок на продажу и покупку бизнеса выросло на 30% и 15% соответственно - отмечает Валерий Жерегеля, директор компании ИнтерКредит - 

- Причем была замечена характерная тенденция - усиление активности покупателей в поиске и просмотре потенциальных объектов бизнеса. Очевидно это связано с тем, что по мнению экспертов "ценовое дно" по ряду отраслей уже достигнуто, а значит те, кто реально настроен на покупку и обладает необходимыми для этого средствами, в течении ближайших трех-четырех месяцев должны сделать свой выбор. 

Если весной, после завершения президентской гонки, общая олитическая и экономическая ситуация стабилизируется - то цены на действующие, перспективные объекты бизнеса, пережившие самое трудное время, неминуемо пойдут вверх.



Виктор Савченко

http:/intercredit.com.ua