Покупка аптеки в Украине – анализ рынка аптечного бизнеса

Информация
Покупка аптеки в Украине – анализ рынка аптечного бизнеса

28.01.2011

 

В настоящее время в специализированных изданиях все чаще можно встретить объявления о продаже отдельных аптек и даже целых аптечных сетей. Согласно статистическим данным БизРейтинга, в нашей базе находится 25 подобных заявок. Желающие купить аптеку – легко могут получить представление о предложении на рынке аптечного бизнеса, просмотрев заявки от продавцов в соответствующем разделе.
 
Бизрейтинг еще год назад рассказывал о ситуации в данной сфере покупки бизнеса в своей статье «Готовый аптечный бизнес», поэтому в этот раз мы затронем несколько иные аспекты вопросов продажи аптек и аптечных сетей.
В основном, аптеки продаются по одной причине: собственника не удовлетворяют размеры получаемого дохода, ведь в большинстве случаев рентабельность аптечного бизнеса украине не превышает 6%. Как правило,  прибыль от аптеки колеблется от 2 до 5 тыс. у.е. в месяц. Примерно столько же зарабатывают хорошие менеджеры среднего и высшего звена в Киевском регионе, которым не знакомы заботы, связанные с постоянным контролем и поддержанием бизнеса.

Большинство продаваемых компаний были созданы в 2001-2007 годах, когда было принято считать, что именно фармакология является неиссякаемым источником доходности. На сегодняшний день ситуация резко изменилась. В виду всевозрастающей конкуренции крупные аптечные сети постоянно проводят маркетинговую политику, соответствовать которой не способны частные предприниматели, что неминуемо приводит к уменьшению прибыли от их заведений. Владельцам аптек доступно только два решения данной проблемы: стать частью крупной сети, утратив свою независимость или продать собственное дело, получив единоразовую прибыль, которую можно пустить на развитие другой отрасли бизнеса.

Если вы намерены продать аптечный бизнес в Украине, вам следует учитывать, что предприятия, продажа которых осуществляется вместе с недвижимостью, на специализированном рынке будут котироваться гораздо выше. Стоит отметить, что, несмотря на кажущуюся малой доходность, спрос на аптеки в несколько раз превышает предложения. Только за последний год в консультирующие компании обратилось около семидесяти инвесторов, которые были заинтересованы в приобретении аптеки или аптечной сети. Данный факт можно объяснить тем, что большинство предпринимателей предпочитают покупать готовый бизнес, а не тратить деньги на становление бизнеса с нуля, так как затраты, связанные с поиском помещения, получением всех необходимых лицензий, покупкой необходимого оборудования могут в несколько раз превысить денежный капитал, который нужен для покупки функционирующего предприятия.

Все потенциальные покупатели условно подразделяются на две основные категории: владельцы розничных сетей, стремящиеся к их расширению и инвесторы, ранее не имевшие отношения к бизнесу в целом. Вторая категория предпринимателей, как правило, в большей степени заинтересована приобретением любого готового бизнеса и аптеками в том числе. На рынке продажи аптечного бизнеса на сегодняшний день можно наблюдать уникальную ситуацию: пожалуй, только в данной области цена, которую готов предложить покупатель является большей, чем рыночная оценочная стоимость.

В настоящее время инвестор, решивший "куплю аптеку",  готов предложить приблизительно 175 тыс. у.е. за функционирующую аптеку. Но, несмотря на это, уровень продаж данных предприятий остается весьма незначительным. Причиной является несоответствие спроса и имещегося предложения. Инвестору более интересна аптека, расположенная рядом с больницей, станцией метро, торговым центром. Также большое значение отводится качеству проведенного ремонта в помещении, наличию больших витрин, световой рекламы и т.д. При этом, крайне желательно, чтобы помещение являлось личной собственностью продавца или арендованного им на срок более 11 месяцев. 

Согласно проведенным расчетам, можно заключить, что при условии увеличения срока аренды на 1 год, инвестором могут быть снижены требования к внутренней норме доходности почти что на 2%. На первый взгляд может показаться, что такая разница не имеет значения, но в данном случае отмечается, что потенциальный покупатель готов смириться с большими сроками окупаемости его вложения, а значит, готов пойти на инвестирование большего по объему капитала.

С практической точки зрения рыночная стоимость готового бизнеса определяется при помощи доходного метода. Грубо говоря, стоимость предприятия в момент продажи будет равняться произведению суммы ежемесячного дохода на прогнозируемый срок окупаемости. К примеру, если конкретный бизнес приносит своему владельцу порядка 10 тыс. у.е., а большинство потенциальных инвесторов желают, чтобы срок окупаемости предприятия не превышал двух лет, то стоимость такой компании, скорее всего, не будет превышать 240 тыс. у.е. 

На сегодняшний день именно этот срок наиболее предпочтительнее для инвесторов. Однако, для розничных аптек данный критерий может достигать 3,5 года. Как уже говорилось ранее, показатель может возрасти при условии, что фармацевтическое предприятие продается вместе с недвижимостью. Тогда к временному критерию можно прибавить еще два года. Все дело в том, что любая недвижимость считается высоколиквидным активом, рыночную стоимость которого инвестор способен вернуть себе в любое время. 

В большинстве случаев в качестве основного фактора, мешающего быстрой смене собственников аптеки, является чрезмерно завышенная ее стоимость. Конечно, владелец способен аргументировать ее огромными объемами вложений, имущественной стоимостью, своими прогнозами о развитии компании, которая может быть подтверждена данными независимой оценки. Однако это приводит к уменьшению числа покупателей и усложняет процесс продажи готового бизнеса данной направленности.


Дополнительная информация: Следует учитывать, что расширение ассортимента товаров, предлагаемых в аптеках, способно повысить общую рентабельность бизнеса. Так в частности, продажа минеральной воды в аптеках, конечно не заменит полноценное лечение в специализированных санаториях, но вполне может пользоваться спросом среди обычных покупателей, заботящихся о своем здоровье.

 

 



Марина Чехова
БизРейтинг
http://bizrating.com.ua/