Купить клинику - западные инвесторы заинтересовались Украиной

Информация
Купить клинику - западные инвесторы заинтересовались Украиной

16.04.2011

На рынке купли-продажи медицинского бизнеса "прозвенел" первый звоночек. Международный инвестфонд Advent International выкупил контрольный пакет акций клиники «Исида». Теперь к продаже бизнеса с оптимизмом относятся и остальные участники рынка...

И международные инвесторы, и бизнесмены из ближнего зарубежья не скрывают, что не против полечить украинцев. Но готовы ли они платить справедливую цену или же попытаются скупить медучреждения по цене подешевевшей на волне кризиса недвижимости – большой вопрос.

Тяжелые роды

Отечественные эскулапы ликуют – похоже, в ближайшие годы украинский рынок частной медицины может стать ареной массовых сделок по купле-продаже бизнеса. На оптимистический лад медиков настроила недавняя сделка между клиникой «Исида» и международным инвестфондом Advent International. Последний является системным инвестором в медицинскую отрасль и на сегодняшний день имеет долю в клиниках 40 стран мира, в том числе, и в Восточной Европе.

В фонде заявляют, что готовы в ближайшее время выделить на развитие украинской сети часть из $1 млрд, предусмотренного для восточноевропейского региона. На эти деньги планируется открыть до 20 новых клиник в разных регионах страны.

По мнению владельца клиники «Борис» Михаила Радуцкого, сделку с «Исидой» для отечественной частной медицины можно сравнить с покупкой «Аваля», которая дала старт массовому приходу в Украину иностранных банков. «На рынке появился прецедент крупной покупки и реальная цена, согласно которой другие клиники могут определить свою стоимость», - уверен М.Радуцкий.

Впрочем, «реальная цена», которая якобы станет мерилом для отрасли, до сих пор известна немногим. Генеральный директор Advent в Украине Тамаш Надь заявил, что, согласно договоренностям с украинскими партнерами, сумма сделки не разглашается. Он лишь заверил, что «Advent International заплатил справедливую рыночную цену за этот актив». На этапе изучения рынка Advent International заявлял, что намерен рассматривать проекты в ценовом диапазоне 40-120 млн. евро.

Независимые эксперты оценивают стоимость контрольного пакета в $25-35 млн. Аналитик, предоставляющий консалтинговые услуги клиникам, Владислав Вавилов обосновывает эту цифру бизнес-показателями «Исиды» (оборот – $30-40 млн, доход за прошлый год $1 млн). Компания Eavex Capital, которая готовила «Исиду» к продаже, сообщила, что Advent International был далеко не единственным претендентом на украинскую клинику. Возможностью полечить на нашем рынке интересовались международные инвестфонды TPG и Baring Vostok, которые также активно работают в мировой медицинской индустрии. Следовательно, - делают вывод эксперты, - нынешняя покупка отнюдь не случайный каприз инвестора.

Новые собственники поясняют интерес к нашему рынку, в первую очередь, его размерами и «значительными перспективы роста». Ведь спрос на высококачественные медицинские услуги в Украине, по мнению Тамаша Надя, будет только расти. Михаил Радуцкий говорит, что как только рынку стало известно о сделке, их клинику начали массово атаковать консалтинговые компании, предлагающие начать предпродажную подготовку. Но, как признает эксперт, реальные покупатели к ним не обращались. При этом он не исключает, что, если бы потенциальный инвестор предложил хорошие деньги, сделка могла бы состояться, ведь рынок частной медицины сегодня остро нуждается в денежных вливаниях.

Медики на выданье

Стоит отметить, что отечественные клиники активно «чистят перышки», готовясь предстать во всей красе перед потенциальными покупателями уже последние 2-3 года. Последние события в экономике только поспособствовали усилению желания выйти из бизнеса у владельцев медицинских клиник. Многие, пытаясь капитализировать свой бизнес и в итоге продаться подороже, начали открывать новые подразделения и филиалы, несмотря на кризисное снижение спроса на медицинские услуги и массовые неплатежи со стороны страховых компаний.

К примеру, та же «Исида» в прошлом году открыла новую клинику на «Оболони». В этом же районе начала работать и поликлиника «Медиком». «Борис» сейчас строит филиалы в Донецке и Харькове, открывает отделение пластической хирургии и онколабораторию в Киеве. Параллельно клиника закупает новые технологии, к примеру, по лечению рака поджелудочной железы и печени.

По словам директора клиники «Медиком» Дениса Татаркина, причины, по которой компании расширяют сети – как диверсификация бизнеса, так и попытка оказаться поближе к клиенту, который все еще выбирает врача рядом с местом жительства. Но Д.Татаркин не отрицает, что обширная сеть является и привлекательной «упаковкой» для потенциального покупателя, по крайне мере, международные партнеры интересуются такими проектами в первую очередь, - резюмирует он.

Впрочем, спрогнозировать какие клиники понравятся потенциальным инвесторам сейчас сложно. Для наших медиков стал неожиданностью тот факт, что тот же Advent International обратил внимание не на многопрофильную клинику, которые у нас считаются наиболее перспективными для бизнеса, а на классический роддом. Владислав Вавилов полагает, что инвестиционно привлекательным сейчас выглядит диагностическое направление, которое государственной медицине обеспечить все сложнее. В качестве подтверждения своих слов он приводит пример массового открытия лабораторий в столице в последние 2-3 года (их появилось несколько десятков). По мнению Михаила Радуцкого, без пациентов, а значит, и без интереса со стороны инвесторов не останутся также онкологические клиники, которых в последние три года также открылось немало («Лисод», «Клиника доктора Спиженко», «Инновация» и пр.).

Охота на покупателей

Но далеко не все медучреждения готовы к продаже – бизнес в большинстве из них выстроен настолько по-любительски, что серьезных иностранных покупателей они не могут интересовать в принципе. Выход же на новый уровень менеджмента доступен далеко не всем, в том числе, и из-за финансовых соображений. Поэтому многие владельцы небольших клиник предпочтут продать свой бизнес подешевле, чем проводить капитализацию и серьезно готовиться к возможным сделкам.

По мнению Владислава Вавилова, потенциальные покупатели могут купить медицинские клиники исключительно по цене недвижимости и оборудования, которыми они располагают. Клиентские базы зачастую раздуты, а торговые марки практически ничего не стоят. Если исходить из этих соображений, то в Украине не так много «лотов», которые могут быть проданы по хорошей цене. Среди них аналитики называют, в частности, «Борис», «Лисод», «Медиком», «Инновацию», «Оберіг».

Михаил Радуцкий считает, что наш рынок может интересовать как иностранных покупателей, так и инвесторов из ближнего зарубежья, в частности, России и Казахстана. В этих странах в последние годы активно развивается собственная частная медицина и профильные бизнесмены уже сумели накопить финансы и опыт для экспансии на другие рынки. Причем, если дальнейшая активность иностранцев в немалой степени будет зависеть от того, примут ли наконец-то в Украине закон об обязательном медицинском страховании, то восточных соседей этот факт беспокоит меньше. Так что уже в этом году можно ожидать новых сделок, а их количество по мере приближения к Евро-2012 будет только расти.

Помимо заработков на туристах, которые приедут на футбол, инвесторы рассчитывают на начало медицинского туризма в Украину. Некоторые врачи уже сейчас пытаются договориться с европейскими страховыми компаниями, чтобы те рекомендовали своим выезжающим за рубеж клиентам обращаться в те или иные украинские медучреждения. Наши врачи говорят, что их главным козырем является низкая цена – к примеру, стоматология у нас стоит в 3-10 раз дешевле, чем в Европе, гинекологическая помощь – в 5-7 раз и пр. Под такие проекты медики даже готовы закупать дополнительное оборудование и приглашать иностранных специалистов.

Источник: Контракты



Татьяна Гармаш

Еще интересные статьи:
От чего зависят сроки продажи бизнеса
От чего зависят сроки продажи бизнеса
Как разойтись с партнером при продаже бизнеса?
Как разойтись с партнером при продаже бизнеса?
Можно ли использовать банковский аккредитив или ячейку для расчетов при продаже бизнеса
Можно ли использовать банковский аккредитив или ячейку для расчетов при продаже бизнеса

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга