Рынок доступа к интернет: когда начнут скупать мелких операторов?

Информация
Рынок доступа к интернет: когда начнут скупать мелких операторов?

08.05.2011

Стремительное развитие рынка широкополосного доступа в интернет гарантирует отличные перспективны для такого рода бизнеса. Постоянно растущая конкуренция среди провайдеров скорее всего приведет лидеров к покупке компаний в регионах для укрупнения своей доли на рынке.

В прошлом году скоростным доступом в сеть пользовались 3,16 млн украинцев (речь идет о конечных пользователях, без учета корпоративного сегмента), данные iKS-Consulting. Потенциально перспективы у этого бизнеса большие: проникновение скоростного интернета в Украине, по разным данным, составляет всего 10–18% от общего количества домохозяйств в стране. Поэтому рост абонентской базы в 2011 году составит от 30% до 100%.

Доходы от предоставления услуги тоже растут: в IV квартале 2010-го объем продаж составил 870 млн грн — на 31% больше год к году. Скорее всего, увеличение показателей произошло за счет появления новых игроков и новых подключений. Ведь цены на услуги снижаются. К примеру, 1,5 года назад я платила за безлимитный интернет 120 грн, год назад — 75 грн, сейчас могу найти по 50 грн и даже меньше, но не вижу смысла в экономии.

Легкость доступа

Активность интернет-компаний по привлечению или переманиванию абонентов связана с ростом конкуренции в сегменте скоростного проводного доступа. За последний год в Украине появилось очень много провайдеров. Только в Киеве их сотни. «Если быть точными, то в Украине, по последним данным НКРС, зарегистрированы около двух тысяч операторов и провайдеров телеком-услуг», — говорит Виталий Ворожбит, директор по развитию услуг на массовом рынке компании «Киевстар».

Этот бизнес привлекателен тем, что провайдеры, предоставляющие доступ в интернет, могут работать без лицензии НКРС. Небольшие фирмы демпингуют, просто покупая готовый интернет-канал у крупных компаний. Владельцы домашних сетей прокладывают кабель не через коммуникационные канализации, принадлежащие Укртелекому, а по воздуху — по крышам домов.

«Стоимость аренды и входа в кабельную канализацию для домосетей важна только на магистральном участке, а сеть доступа почти полностью состоит из «воздушек», — констатирует Дмитрий Мельченко, начальник отдела управления продуктами телекоммуникационной группы Vega.

Крупные телеком-операторы также считают этот сегмент очень перспективным, хотя для них порог вхождения в этот бизнес намного выше, чем для небольших провайдеров. Они работают легально, то есть получают лицензии, строят сеть, проходят проверки НКРС. «Небольшие сети покупают у нас готовый интернет-канал оптом. Поэтому основные расходы ложатся на крупных операторов, которые осуществляют масштабное строительство сети или арендуют магистрали», — рассказывает Дмитрий Мельченко.

Сети — в города

В основном провайдеров интересуют крупные населенные пункты, но даже в них они распределяются неравномерно. Каждый хочет работать на территории с наибольшей концентрацией платежеспособных абонентов. Самые перспективные районы — новой или относительно недавней застройки с высокой плотностью заселения. Затраты на прокладку сетей в таком случае снижаются: рентабельнее подвести кабель к 16–24-этажной высотке на Оболони или Осокорках, чем к пятиэтажке на Подоле.

«Имеет значение количество домохозяйств в районе, которое можно покрыть от одной точки доступа. Минимальным критерием для вхождения является дом свыше пяти этажей, на 70–80 квартир и более. Количество подключаемых строений зависит от стоимости строительства магистрали к району, — подтверждает Дмитрий Мельченко. — Рентабельным может быть и один отдельно стоящий дом при условии, что строительство магистрали будет недорогим, а там есть необходимое количество клиентов. Львиная доля нынешних домосетей именно так и начинала — с одного отдельно стоящего здания».

Это не означает, что микрорайоны с меньшей плотностью застройки и небольшие города вообще не рассматриваются. «Просто к ним широкополосный интернет дойдет позже», — уверен Виталий Ворожбит.

Оператор «Укртелеком» использует технологию ADSL: подключает пользователей через свою телефонную сеть. А поскольку он является монополистом на рынке фиксированной связи, то интернет-покрытие Укртелекома намного выше, чем у остальных операторов. В результате более 1,1 млн украинцев пользуются услугами Укртелекома (по состоянию на декабрь 2010-го). DSL — одна из наиболее популярных в Украине технологий, однако она считается вчерашним днем, поскольку в будущем не сможет обеспечить приемлемых скоростей при возросших требованиях пользователей. В IV квартале 2010-го ее доля в Украине снизилась до 44,5%, а сама технология сместилась с позиции лидера, данные Expert Consulting.

Второе место по количеству пользователей занимает компания «Воля», к которой подключены 430 тыс. домохозяйств по состоянию на декабрь 2010-го. Этот оператор использует для передачи данных телевизионный кабель по технологии DOCSIS, являясь также монополистом на рынке ТВ-доступа столицы, и занимает значительную часть рынка в других городах. Крупные телеком­операторы строят сеть с нуля по технологии FTTB на базе Ethernet: прокладывают волоконно-оптические сети, которые, в отличие от ADSL, потенциально могут обеспечить более высокую скорость передачи данных — до 100 Мбит/сек.

В прошлом году эта технология обогнала ADSL по количеству использований в Украине, результат исследования Expert Consulting. «Потенциал данной технологии подтверждает потребительская революция в цифровых устройствах. Люди уже приобретают компьютеры с большим объемом места на жестком диске — для хранения видео и музыкальных архивов; среди телевизоров лидируют устройства с поддержкой телевидения высокой четкости HDTV; социальные сети становятся важнейшим каналом коммуникаций. Прогнозирую, что аппетиты клиентов к высоким скоростям передачи данных будут только расти», — оптимистичен Виталий Ворожбит.

Пока же скорость передачи данных в Украине в среднем составляет 5 Мбит/сек. Этого хватает, чтобы обеспечить украинцам бесперебойную работу в интернете, но без излишеств. К примеру, смотреть онлайн-видео высокого разрешения можно только с перебоями, а фильмы закачиваются не за полминуты, а за 5–10 минут и более. В целом демпинг цен мелких провайдеров не слишком радует крупных операторов — рентабельность бизнеса приблизилась к граничному показателю, а окупаемость выросла до 5–10 лет.

К примеру, доходность одного ШПД-абонента Киевстара за счет снижения среднерыночной цены уже не уступает доходности абонентов, использующих SIM-карту, и составляет около $5. Правда, в компании падение оборота связывают со стремительным ростом абонбазы — более чем вдвое. Снижать цены в 2011-м украинские компании не планируют: домосети набрали кредитов на развитие, крупные операторы пока не заинтересованы в демпинге, объясняет Дмитрий Мельченко.

Скоростной интернет требует значительных инвестиций. Например, вьетнамская компания Viettel оценила затраты на строительство национальной волоконно-оптической сети в Украине в рамках образовательного проекта «Открытый мир». Около $600 млн инвестиций в сеть общей длиной приблизительно 60 тыс. км в расчете на пять лет обеспечит доступ в интернет практически каждому населенному пункту. «Расходы на развитие сети доступа (не считая магистральных сетей, SAC и пр.) составляют примерно $200–250 на абонента», — подчеркивает Дмитрий Мельченко.

О намерении купить небольшого регионального оператора ранее заявляла МТС-Украина. Как заявил Контрактам генеральный директор компании Василь Лацанич, демпинг серых провайдеров и дороговизна построения сетей, особенно в небольших городах, заставляет оператора подходить к выбору вдумчиво и неторопливо — МТС-Украина рассматривает существующие предложения и проводит анализ рынка.

«Но для нас приемлемо и строительство собственной сети», — уверяет Василь Лацанич. По его словам, сейчас компания определяется с конфигурацией и топологией сети, приступила к выбору подрядчиков по строительству. К слову, МТС-Украина уже работает в корпоративном сегменте, предоставляя услуги от имени провайдера «Комстар Украина» в Киеве и Одессе, а сейчас планирует выйти в массовый сегмент. Тестовые проекты будут запущены в ближайшее время, коммерческий запуск тоже не за горами, добавляет Василь Лацанич.

 



Надежда Гончаpук

Еще интересные статьи:
Что влияет на стоимость бизнеса?
Что влияет на стоимость бизнеса?
Сколько нужно платить налогов при продаже бизнеса?
Сколько нужно платить налогов при продаже бизнеса?
Можно ли использовать банковский аккредитив или ячейку для расчетов при продаже бизнеса
Можно ли использовать банковский аккредитив или ячейку для расчетов при продаже бизнеса

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга