Купить действующую АЗС: бензиновую или на газовом топливе?

Информация
Купить действующую АЗС: бензиновую или на газовом топливе?

08.06.2011

Среди различных вариантов покупки готового бизнеса в Украине, возможность купить АЗС всегда занимала особое место. Розничная продажа топлива для автолюбителей является весьма рентабельным бизнесом... 

Расширение сети национальных автозаправок: массовая покупка АЗС

Буквально на днях в СМИ пролетела информация о том, что НАК "Нефтегаз Украины" намерена обратиться в Антимонопольный комитет Украины за разрешением на приобретение до ста АЗС. Это сообщил в Киеве журналистам и.о. председателя АМКУ Юрий Кравченко.
 
Еще с ноября прошлого года структура, входящая в состав "Нефтегаз Украины" разрабатывала проект создания государственной сети автомобильных заправочных станций (АЗС). Как сообщал ранее председатель правления НАК "Нефтегаз Украины" Евгений Бакулин, компания была намерена построить АЗС во всех регионах страны. Очевидно, что планы у гиганта-монополиста несколько изменились.
 
Действительно, в случае реализации проекта в первом варианте - времени на создание всеукраинской государственной сети уйдет очень много. В случае же с покупкой действующих АЗС вполне можно уложиться в полтора-два года. Как будут разворачиваться события мы узнаем в самое ближайшее время, однако вполне можно уже сейчас всем заинтересованным попробовать спрогнозировать последствия такого масштабного государственного  проекта для рынка розничной продажи топлива автолюбителям.
 
К слову, еще в 2009 и 2010 годах начался активный передел сфер влияния в автозаправочном бизнесе в пользу крупных игроков. Появление на рынке предложений о продаже АЗС тогда, как и сегодня, связано в первую очередь переделом рынка, с которого волей-неволей вынуждены уйти мелкие игроки, не имеющие доступа к источникам топлива и потому болезненно чувствительные к снижению объемов продаж.
 
В 2010 году уже приобрели действующие сети АЗС такие лидеры рынка, как концерн Shell, российско-британская группа ТНК-ВР уже должна была окончательно закрыть сделку по покупке около 100 заправок, входящих в сеть АЗС компании "Викойл". Кроме того, большую активность проявляли российский гигант "Лукойл" и украинская группа "Приват".
 
В целом, по мнению специалистов "БизРейтинг" большого количества сделок по слиянию и поглощению на данном рынке до сих пор не наблюдаются по причине того, что возможные покупатели ждут падения цен на АЗС. Следует отметить, что стоимость единичных заправок, не входящих в сеть значительно упала. Если до кризиса хорошая заправка могла стоить около  $3-5 млн., то сейчас средняя цена  на такие АЗС составляет до $1 млн. Кому интересно, может прочитать статью о том, что сейчас пользуется спросом на рынке готового бизнеса.
 

Куплю АЗС: бензиновую или на газу?

 
Согласно информации "БизРейтинга", в Магазине Готового Бизнеса регулярно появляются новые предложения на продажу АЗС. При этом в случае продажи единичной АЗС разброс цен приходится на диапазон от 70 000 долларов за неработающую АЗС в глухом месте до 600 000 долларов за практически новую АЗС, с персоналом  и мини-магазинчиком на оживленном участке трассы. 
 
Встречаются и предложения по продаже сети АЗС ( в Николаевской области, Никополе и т.д.), однако в таком случае владельцы предпочитают цену публично не называть - очевидно боясь спугнуть покупателя. Буквально месяц назад на продажу был выставлен объект в хорошем месте и по весьма привлекательной цене. Речь идет о продаже автомобильной газонаполнительной станции на газе метане (так называемой АГНКС), расположенной в Сиферополе. Цена объекта - 165 000 долларов, то есть намного меньше цен, запрашиваемых в среднем за АЗС. Но инвесторау желающему приобрести подобную заправку прийдется столкнутся с фактом того, что количество выставленных на продажу газовых заправок в Киеве, да и в других крупных городах не так уж и велико.
 
Учитывая текущую ситуацию с ценами на бензин, данный вариант может оказаться более перспективным вложением средств, чем покупка обычной АЗС, торгующей нефтепродуктами. Каковы же особенности данных газовых АЗС и есть ли весомые преимущества, способные привлечь к себе внимание инвестора, рассчитывающего купить АЗС?
 
Сейчас газомоторное топливо широко используется, поскольку перевод автотранспорта на газомоторное топливо позволяет снизить расходы на его эксплуатацию в 1,5 – 2 раза по основной статье затрат на топливо. Кроме того, природный газ обладает комплексом экономических и энергетических преимуществ по сравнению с другими видами топлива. 
 
Прогнозы в мире таковы, что цена на нефть будет расти, если альтернатива нефтепродуктам не будет найдена в ближайшее время.  Таким образом, мы можем увидеть, что колебание цен на нефтепродукты делает более привлекательным с точки зрения ценовой политики рынок газомоторного топлива, в частности - метана. 
 

Установка газо-балонного оборудования на автомобили в Украине

 
Но установка газа метана на автомобили в Украине сейчас не очень популярна из-за нескольких факторов.
Во-первых, в основном на АГНКС заправляются грузовой и пассажирский транспорт, поскольку для легковых автомобилей в основном применяют пропан-бутан. 
Во-вторых, газовое оборудование для метана достаточно дорогое, в основном из-за дефицитных баллонов под метан, которые должны выдерживать давление 200 атмосфер. Ещё одной причиной, сдерживающей использование сжатого природного газа в качестве основного моторного топлива, является значительная масса газовых баллонов и недостаточная надежность газовой аппаратуры.
В-третьих, метановые баллоны существенно уменьшают грузоподъемность автомобиля, поэтому метановое ГБО чаще всего устанавливают на грузовые автомобили, такие как ЗИЛ, ГАЗон, ГАЗель.
 
В целом же, прирост автомобильного метанового парка в 2008 году составил  порядка 35%. Численность машин в 2008 году составила порядка 9,6 миллионов единиц, а уже на середину 2010 года этот показатель находился на уровне 11 миллионов. Таким образом, цифры свидетельствуют о том, что метан активно завоёвывает одну из первых позиций в сегменте газомоторных топлив, в альтернативу бензину и дизельному топливу на передовые позиции уверенно выходит природный газ.
 
А значит, что покупка АГНКС может для кого то являться для предпринимателей ведущих поиск готового бизнеса, даже более перспективным делом, чем покупка бензиновой АЗС. Особенно если обратить внимание на разницу в сроках окупаемости вложений.

 



Валерий Чкалов
БизРейтинг
http://bizrating.com.ua