Что лучше: основать новый бизнес «с нуля» или купить существующий?

Информация
Что лучше: основать новый бизнес «с нуля» или купить существующий?

15.06.2012

Если у вас есть в наличии хоть какой то первоначальный капитал, то стратегически более правильным станет выбор в пользу покупки готового бизнеса. И вот почему...

Начнем с того, что развивать бизнес с нуля всегда тяжело, предприниматель вынужден не спать ночами, думать, генерировать новые идеи, учиться самому и учить персонал, постоянно думать о том, как уберечь свое начинание от банкротства.

С этой точки зрения, купить готовый бизнес гораздо проще. Предприятие уже доказало свою жизнеспособность, генерируется определенный денежный поток, сформирован свой круг клиентов, налажена работа персонала. Готовый бизнес привлекателен для инвесторов, особенно если видно, что новый хозяин способен своими финансовыми вливаниями способствовать развитию существующего дела. Такая покупка позволяет новому владельцу сэкономить годы упорного труда и позволяет практически моментально выйти на интересующий бизнесмена рынок. Недаром подобные вещи практикуются среди крупных компаний и корпораций, которые предпочитают покупку пусть небольшого, но уже устоявшегося предприятия перед созданием нового предприятия с нуля.  Конечно, круг вопросов по этой проблеме достаточно широк. Это и юридические тонкости оформления новых владельцев, оценка продаваемого бизнеса, финансирование сделки и минимизация уплачиваемых при этом налогов.

Иногда даже покупка обанкротившегося предприятия может оказаться полезной, ведь цена за него будет заплачена минимальная, а при определенных усилиях и денежных затратах дело может пойти на лад очень скоро. Кроме того, в таких ситуациях легко воспринимаются непопулярные решения об увольнении неэффективной части персонала, без опаски потерять и ценную часть сотрудников. У нас применяется практика покупки таких компаний за бесценок, затем реструктуризация, изменение стратегии управления, привлечений инвестиций. Как правило, такая покупка осуществляется либо в контакте с владельцем (мягкий вариант) либо через процедуру банкротства.


Нюансы приобретения действующего бизнеса, которые следует учитывать потенциальному покупателю:

•    Прошлое приобретаемой фирмы – здесь очень важен фактор бизнес-брокера, который предоставит полную и достоверную информацию о предшествующей деятельности, и что особенно важно о кредиторах и дебиторах предприятия.
•    Применение владельцами запутанных финансовых схем – текущая оптимизация финансовых потоков украинских компании часто создает сложности при продаже. Например, часть активов предприятия принадлежит абсолютно посторонним физическим и юридическим лицам, например авто принадлежит частному лицу, у которого компания его арендует, списывая при этом расходы на аренду на себестоимость. Часто берут в аренду оборудование у подставных фирм, используют лизинговые схемы, реализацию продукции через многочисленных посредников. Понятно, что в таких случаях продажа бизнеса – не тривиальная задача, решить которую можно с помощью собственных юристов или  приглашенных бизнес брокеров.
•    Препятствия в юридических документах фирмы – часто учредительские документы компании мешают быстрой реализации бизнеса – их приходится перерегистрировать. Часть имеющихся лицензий бывает привязана к персоналу, другая часть – к страховке (особенно у строительных компаний). Или например, если продается только доля, принадлежащая участнику ООО, то необходимо согласие всех участников на внесение в устав изменений связанных с передачей доли. В связи с этим требуется соблюдение определенной процендуры их уведомления о намерении продать свою долю. Учредительские документы также необходимо заранее изучить на предмет содержания в себе определенных условий и ограничений.

Существует несколько форм приобретения бизнеса, например:

  • покупка предприятия, как имущественного комплекса, когда приобретается вся кредитная история компании, в том числе неисполненные обязательства. Забалансовыми обязательствами могут быть выданные векселя (не отраженные в балансе), поручительства, гарантийные письма. Кроме того, уже после покупки могут вскрыться вновь возникшие обязательства, которых не было ранее. Например, вследствие судебных решений (когда иск уже подан, суд идет, но решение еще не принято), перед работниками, здоровье которых подорвано на производстве, по сроку давности по пене и неуплаченным таможенным пошлинам, гарантийные обязательства по произведенной ранее продукции;
  • покупка бизнеса в виде приобретения отдельных активов компании и переуступки прав по договорам -   как правило применяется для СПД-шников. При этом все лицензии, оформленные на старого владельца должны быть переоформлены на нового.
  • покупка корпоративных прав на юридидческое лицо - один из наиболее часто применяемых для малого и среднего бизнеса способов. Удобен, когда все активы и договора закреплены за ООО. В таком случае сделка проходит путем одновременного входа/выхода старого и нового владельца из состава учредителей.

Покупка готового бизнеса потребует определенных усилий и выработки решений:

•    Определение уровня владения предприятием (полный выкуп или долевое участие)
•    Определение степени участия в управлении покупаемым предприятием (бизнес-переговоры с партнерами, поставщиками, управление персоналом, знание отрасли)
•    Получения информации об объектах продажи (кто и за что продает) – то есть обращение к бизнес-брокеру, который может предоставить первичные данные об обороте компании, ее положении на рынке и причинах продажи).
•    Вполне нормально для клиента не афишировать своего желания купить именно конкретное дело, но при этом не скрывать информации о себе, чтобы брокеры и продавец знали с кем имеют дело.
•    После подписания соглашения о конфиденциальности и внесения задатка (это явная демонстрация желания купить ) можно начинать проверку бизнеса. Идет работа с брокером, целью которой является выявление наличия тщательно скрываемых проблем
•    Финальная часть переговоров – согласование окончательной цены. При этом важно определить именно «справедливую цену», чтобы и не спугнуть продавца и не переплатить. Способов оценки бизнеса существует более десятка. Для первого приближения можно порекомендовать следующую формулу:
Цена = сумма чистой прибыли за 3-5 лет.

Однако здесь есть нюансы – если за бизнес платят наличными, то покупатель вправе потребовать скидку (до 50%!). Так например, компания, зарабатывающая 80 000 в год может быть продана за 200-300 тысяч. Хотя если бы она котировалась на бирже, то цена была бы выше раза в полтора-два. Например, компания Great Universal Stores купила онлайнового торговца Jungle.com всего за 7 миллионов, хотя его акции стоили на бирже в три раза больше – такова сила наличных денег.

В любом случае, при условии правильного выполнения вышеперечисленных действий, покупка готового бизнеса более безопасна, чем создание предприятия «с нуля». Поэтому это лучший вариант для тех, кто не считает нужным рисковать и тратить несколько лет своей жизни.



Валерий Чкалов
портал "БизРейтинг" - все о продаже бизнеса
http://bizrating.com.ua