Продажа бизнеса в Украине по итогам первого квартала 2010

Информация
Продажа бизнеса в Украине по итогам первого квартала 2010

31.03.2010
Первые три месяца нового года принесли много перемен, которые отразились и на рынке готового бизнеса. Как это отразилось на поведении продавцов и покупателей?
 
Несмотря на опасения, которые действующий бизнес питал еще осенью и (еще больше) зимой 2009 г., очередная смена высшей государственной власти в стране не привела к массовому переделу собственности — по крайней мере, в секторе малого и среднего бизнеса.

Обе противоборствующие группировки крупной национальной буржуазии, оспаривавшие президентское кресло, не только изо всех сил заигрывали с "мелкими лавочниками" и предприняли максимум усилий для того, чтобы процесс смены реальной власти в стране возможно меньше затронул интересы представителей этого сегмента предпринимательской деятельности.

Более того, победившая сторона пока настроена выполнить свое обещание и таки устроить среднему и малому бизнесу пятилетние налоговые каникулы. Приняв заодно и новую редакции Налогового кодекса, снизить налог на добавочную стоимость до 19 % уже в 2011 году и затем в течение 5 лет ежегодно снижать его на 1 %. Решение еще одной наболевшей проблемы — оперативного возврата налога на добавочную стоимость — хоть, в целом, и выходит за рамки интересы компаний «средней руки», но все же внушает обоснованный оптимизм.

Нормализации условий для работы малого и среднего бизнеса способствует и ярко выраженное желание нового руководства страной максимально упростить систему регистрации новых предприятий и перенести (по крайне мере - пока) основное налоговое бремя по наполнению бюджета на крупные отрасли предпринимательской деятельности, «проигравшие» выборы (банковское дело, импорт и производство предметов роскоши и пр.)

Все это нашло свое отражение в динамике поступления заявок на продажу готового бизнеса в Украине в первом квартале 2010 года. Заявок типа "куплю бизнес" - стало немного больше.

На фоне общего снижения интенсивности прироста новых предложений о реализации, первое место на рынке по-прежнему осталось за малыми производственными предприятия. В конце декабря 2009 г. их общая доля на рынке выросло до 33%, а в отдельных ценовых диапазонах (например, при цене бизнеса свыше 1 млн. долларов) превысила 40%.

C января же по конец марта 2010 г. новые предложения по продаже бизнеса в этом секторе составили абсолютное большинство (до 43% всех заявок). Характерно снижение в их общем числе количества предложений о продаже пищевых предприятий (менее 20%), в то время как еще в декабре прошлого года они составляли почти половину (43%) всех бизнес-объектов такого рода.

Цены на «свежие» производственный бизнес колеблются от 600 тыс. долл. (предприятие по изготовлению полуфабрикатов в Черкасской области до 1 млн. 250 тыс. (деревообрабатывающая фабрика в Житомирской области).

Второе место по числу заявок на продажу в первом квартале 2010г. (по 12%) разделили между собой сразу три сектора предпринимательской деятельности — автобизнес (13,0% всех предложений на рынке готового бизнеса к началу года), сельскохозяйственное производство (12%) и сфера услуг (также 12%).

Распределение внутри этих сегментов в целом сохранилось. Приоритеты автобизнеса: автосервис, транспортные перевозки, специализированные торговые площадки и автосалоны — до 22%, АЗС (как одиночные, так и сети).

Стартовая стоимость подобных объектов находится в довольно узком ценовом диапазоне: от 450 тыс. долл. (продажа нефтебазы) до 600 тыс. долл. (СТО в Киеве).

Сфера услуг: турагентсва, индустрия красоты, вендинговый и консалтинговый бизнес. Цены: от 20 тыс. долл. (компания по оказанию клининговых услуг в г. Николаев) до 600 тыс. долл. ( фитнес-клуб в Волынской области.

Предприятия сельcкохозяйственного назначения — комплексов по выращиванию свиней, рыбоводческие хозяйства и предприятий по домашней птицы.
Диапазон цен: от 300 тыс. долл. (рыбообрабатывающее предприятие в Черкасской области, до 1 млн. 680 тыс. долл. (сельхозкомплекс в Киевской области).

Третье место, с достаточно умеренными показателями (8% и 7% заявок c января по март соответственно) занимают объекты развлекательной и рекреационной сферы (до 9,0% общего объема предложений на рынке) и бизнес, связанный с применением высоких технологий (интернет-клубы, интернет-магазины и т.д. — до 1,0% рынка).

Цены: от 280 тыс. долл. (паб-ресторан в Киеве, до 590 тыс. долл. (гостиница на берегу Черного моря и от 20 тыс. долл. (интернет-проект в Одессе до 280 тыс. долл. (интерактивный клуб в Киеве).

И заключают список наиболее предлагаемых к продаже видов действующего бизнеса предприятия торговли. При достаточно солидной общей массе заявок на рынке (около 17% к концу декабря 2009 г.), их прирост в I-м квартале составил всего 6,0%, что весьма наглядно свидетельствует о том, что отрасль уверенно выходит из кризиса.

Порядок цен: от 75 тыс. долл. (аптечная сеть) в Одессе, до 1 млн. 800 тыс. долл. (торговый центр в Черкассах).


Виктор Савченко

http://intercredit.com.ua
Еще интересные статьи:
Как разойтись с партнером при продаже бизнеса?
Как разойтись с партнером при продаже бизнеса?
Сколько нужно платить налогов при продаже бизнеса?
Сколько нужно платить налогов при продаже бизнеса?
Стоит ли покупать бизнес без опыта?
Стоит ли покупать бизнес без опыта?

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга