Внутриполитическая стабилизация и постепенное оживление экономики (в том числе — и промышленного производства), которое стало особенно заметно уже к концу марта-начале апреля, нашло свое закономерное отражение и на рынке готового бизнеса.
Лучше меньше, да лучше?
В первую очередь это выразилось в заметном
сокращении заявок о продаже компаний - как по отдельным («вечным») отраслям, вроде предприятий торговли и общественного питания, так и в целом по среднему ценовому диапазону — до 1 млн. долларов.
Как уже отмечал
ИнтерКредит, данный ценовой промежуток сегодня охватывает практически вcе предприятия верхней ценовой категории
среднего бизнеса
, который, в отличие от предыдущей ценовой категории (
бизнес- объектов до 250 тыс. долл.), даже во время кризиса пользовался гораздо большим интересом не только собственно украинских, но и зарубежных инвесторов.
Их активность, достаточно высокая уже во второй половине 2009 г., после кратковременного «мертвого» сезона (с середины ноября 2009-го по конец февраля 2010 г.), вызванного президентскими выборами, затем вновь оживилась, что и содействовало достаточно быстрому перераспределению наиболее ценных активов в данной ценовой категории.
Стоит также отметить, что среди предложений о продаже предприятий до 1 миллиона долларов, гораздо чаще, чем в более скромном ценовом диапазоне встречаются варианты с частичным инвестированием, благодаря которому действующий бизнес получает необходимую финансовую поддержку, а инвестор — гарантированный доход при минимальном уровне ответственности.
Следует отметить, что относительная политическая и социальная стабильность в стране, наряду с укреплением национальной валюты и осторожным (пока еще) ростом спроса со стороны массового национального потребителя, поспособствовало некоторому «успокоению» владельцев бизнеса, достаточно перспективного в пост-кризисных условиях, многие из которых либо передумали его продавать, либо всерьез задумались о
повышении цен, что само по себе должно насторожить инвесторов, не желающих упустить выгодную возможность.
Безусловно, в речь по-прежнему идет об исключительно рентабельных видах бизнеса, предлагаемых на продажу по
обоснованной стартовой цене, которая устанавливается в ходе тщательной
предпродажной подготовки.
В этом, как и в
предыдущем материале цикла, речь идет исключительно о реальной цене конкретных действующих предприятий, предпродажная подготовка которых проводится специалистами компании
ИнтерКредит.
Рынок предлагает - инвестор выигрывает
Первое место по количеству предложений о продаже компаний по цене до 1 миллиона долл., так же как и в предыдущем (до 250 тыс. долл.) диапазоне, принадлежит
малым производственным предприятиям различной направленности, причем за последние полгода их соотношение в общей массе заявок увеличилось почти вдвое — с 34% до
62,5%, подавляющее (более 70%) количество которых относится к
непищевой сфере.
Сегодня внутри этой группы максимальным количеством представлены уже предприятия строительной отрасли (как полгода назад), а компании обрабатывающей индустрии, среди которых преобладает деревообработка.
Что же касается
пищевого производства, то большинство заявок касаются продажи компаний по производству и переработке продукции сельского хозяйства, а также изготовления различного рода полуфабрикатов.
Цены на действующий пищевой бизнес колеблются в достаточно широком диапазоне: от
370 тыс. долл. и
600 тыс. долл. (агрофирма и сельскохозяйственный комплекс соответственно) до
700 тыс. долл. (
цех по переработке рыбы в полуфабрикаты,
800 тыс. долл. (
производство кукурузных палочек и полуфабрикатов) и
1 млн. долл (
цех по разливу минеральной воды.
Что же касается производственных предприятий непищевой группы, то , в отличие от осени 2009-го, цены на них сегодня колеблются в достаточно широком интервале: от
75 000 долларов (продается мебельное производство) и 320 тыс долл. (производство пластмасс), и
500 тыс. долл. (производство мебели для детей), до собственно
1 млн.долл. (деревообрабатывающая фабрика, мебельный цех).
Второе место по числу предлагаемых на продажу компаний до 1 млн. долл. заняли заведения общественного питания - комплексы кафе/ресторанов (
18,5% вместо 15% в сентябре-октябре 2009 г.) . Зато практически до нуля упало количество «свежих» продаваемых бизнес-объектов
торговли, доля которых в общем числе заявок на реализацию в данном ценовом сегменте еще полгода назад достигало 15%.
Ценовые предложения: от
450 тыс. долл. (паб-ресторан) до
750 тыс. долл. (крупный ресторан). Среди оригинальных предложений следует отметить медицинский центр правильного питания, стартовая стоимость которого составляет
600 тыс. долл..
Третье место с осени 2009-го сохранили за собой предприятия
автобизнеса, доля которых несколько уменьшилась (c 13 до
12%) - транспортные фирмы, СТО и сети АЗС)
Цены на эти виды бизнеса сосредоточены в довольно узком диапазоне и приближаются к верхней границе диапазона: от
600 тыс. долл.(станция техобслуживания авто) до
800 тыс. долл. (автотранспортная фирма).
Завершают же рейтинг предложений о продаже бизнеса до 1 млн. долл. предприятия
гостинично-рекреационного комплекса(отели, мини-пасионаты и т.п.). и
сферы услуг - по
6% количества предложений (вместо 13 и 10% в сентябре-октябре 2009 г. соответственно).
В первом случае цены колеблются от
400 тыс. долл. (база отдыха семейного типа ) до
590 тыс. долл. (
гостиница на берегу Черного моря в Херсонской области). Следует заметить, что еще более значительное число объектов гостинично-рекреационного комплекса по-прежнему сосредоточено в ценовом диапазоне свыше 1 млн. долларов и, следовательно, являются темой нашего следующего материала.
Соимость бизнес-объектов сферы услуг в настоящее время распределились следующим образом: от
300 тыс. долл. (салон красоты) до
400 тыс. долл. (центр медико-социальных услуг) и
600 тыс. долл. (
действующий фитнес-центр).
В рассматриваемом ценовом диапазоне по-прежнему практически отсутствуют предложения о продаже бизнеса, связанного с применением высоких технологий (компьютерные клубы, интернет-магазины и пр.), доля которых в нижней ценовой категории (до 250 тыс. долл.) за последние полгода возросла с 12,0 до 16% всех продаваемых предприятий.
*** Наш следующий обзор рынка действующего бизнеса Украины будет посвящен предприятиям со стартовой
реальной ценой свыше 1 миллиона долларов, а если вас заинтересовали одна или несколько из компаний, упомянутых в этом материале, то вы сможете узнать все подробности, а также получить профессиональную консультацию по обширной базе предложений, позвонив по телефону
0 800 594 32 70 или направив соответствующую заявку
заявку по электронной почте.