Выращивание страусов - плюсы и минусы бизнеса

Информация
Выращивание страусов - плюсы и минусы бизнеса

27.01.2011

Страус - это самая большая птица в мире, поэтому бизнес на выращивании страусов во многом перекликается с обычными птицефермами, но есть и ряд важных отличий. Поговорим об особенностях страусиных ферм в Украине подробнее...

Старый добрый бизнес...

Первые действующие страусиные фермы появились в 60-70 гг. XIX века в Южной Африке. Примечательно, что специализировались они в то время исключительно на сборе перьев, «урожай» которых собирали каждые шесть-восемь месяцев. Бизнес на страусах быстро пошел в гору, предприятия распространились по всему миру, так что уже к 1914 году коммерческое поголовье страусов выросло до 1,2-1,5 млн.. Однако к началу 1950-х спрос на перо этих птиц упал до критической черты, что привело к резкому сокращению поголовья страусов и банкротству компаний, занимающихся их разведением.

Возрождение страусового бизнеса началось на рубеже 1970-х, когда на фоне постепенного оздоровления демографической ситуации после двух мировых войн, впервые прозвучали предупреждение о зарождающемся продовольственном кризисе. Новы спрос решил дело — гигантских птиц теперь можно было разводить на мясо. Таким образом, при прежнем уровне стартовых инвестиций, отдача от подобных проектов повысилась почти на порядок. Когда же в дальнейшем промышленность (одежная, обувная и галантерейная) открыла для себя все преимущества страусовой кожи, отрасль снова была обречена на настоящий бум, который продолжался до середины 1980-х.

Только ЮАР (колыбель этого прибыльного бизнеса) к тому времени экспортировала свыше 90 тыс. страусовых шкурок ежегодно. Экономические санкции, введенные против этой страны в 1986 г. на политической почве, не только привели к резкому росту цен на шкурки и мясо страуса, но и косвенным образом способствовали распространению бизнеса по разведению страусов - в том числе, в Америку и страны Западной Европы.

С тех пор отрасль показывала уверенный рост (+8-12%) ежегодно; причем уже с середины 1990-х страусовые фермы стали весьма популярны на территории стран СНГ, в том числе — и в Украине. На сегодняшний день в стране работает около шестидесяти страусиных ферм, которые, в основном, сосредоточены в западных, центральном и юго-восточных регионах, так что купить бизнес по разведению страусов в Украине сейчас не проблема, нужно только выбрать достойный объект.

По различным источникам, коммерческое поголовье этих птиц оставляет 5,8 — 6,5 тыс. особей и имеет тенденцию к поступательному росту, однако пока Украина уступает по этому показателю соседней Польше (около 8 тыс. птиц) и России (свыше 10 тысяч). Стартовые же цены на продажу готового бизнеса в настоящее время колеблются в среднем диапазоне и составляют от 300 до 600 тыс. долларов (в зависимости от масштабов предприятия).

Страус - не только ценный «мех»...

...хотя и ценность страусовых перьев так же не стоит сбрасывать со счета. Сегодня они широко применяется для изготовления изделий, при помощи которых осуществляется уход и чистка точных механизмов и наиболее «нежных» деталей и узлов современного оборудования. Традиционным (хоть и не сопоставимым по масштабам с другими продуктами страусоводства) остается спрос на перья в декоративно-прикладной индустрии, мире моды, дизайне интерьеров и пр. Кстати, лучшими по качеству для этих целей по-прежнему остаются перья птиц, выращенных в регионах с более сухим климатом.

Наиболее же востребованным продуктом страусиного бизнеса на сегодняшний день является мясо этих птиц. По своему цвету, консистенции и вкусу оно напоминает телятину и говядину (в зависимости от возраста птицы), а по своим свойством признано легкоусвояемым диетическим продуктом. Интересными для производителя и потребителя могут быть данные пищевой ценности страусиного мяса по сравнению с куриным и говяжьим, приводимые в официальных публикациях министерства сельского хозяйства США. Так, по уровню чистого протеина на 100 грамм сырого мяса (21,9 г) оно превосходит мясо цыпленка (21,4 г) и говядину (20,0 г). При том, что содержит заметно меньше холестерина - 63 миллиграмма (курятина — 74 мг, а говядина — 86 мг) и практически ничтожное количество жира – всего лишь 1 грамм на каждые 100 г. живого веса, против 2,6 и 15,6 г соответственно.

Маркетинговые исследования показывают, что за прошедшее десятилетие спрос на мясо cтрауса почти удвоился, причем спрос на него растет не только в далеких от нас Америке и Японии, но и в старой доброй Европе, жители которой привыкли заботиться о своем здоровье. Что же касается шкурки (кожи) страусов, то по уровню своей востребованности соответствующими отраслями легкой промышленности она почти сравнялись со змеиной и крокодиловой кожей — притом, что себестоимость ее получения гораздо ниже. Она применяется для изготовления широкого ассортимента изделий: от ремней, бумажников и обуви — до курток и плащей.

Еще более прибыльным (хотя и менее известным широкой бизнес-аудитории) является применение продукции страусоводства в медицинских целях - для изготовления трансплантантов. Так, сухожилия страусов применяются для замены поврежденных связок человеческих конечностей, а их глазная роговица, как правило, не вызывает отторжения человеческим организмом и может применяться в операциях по восстановлению зрения. Любопытным также представляется еще один возможный «медицинский» аспект страусоводства, который пока находится на уровне исследований. Дело в том, что по предварительным данным, мозг этих птиц вырабатывает особое вещество, которое можно успешно применять для лечения болезни Альцгеймера и комплексного омоложения организма.

Коммерческие аспекты

Как свидетельствует статистика, при равных прямых инвестициях предприятия по выращиванию страусов дают более высокий и (что важнее) — более быстрый доход, чем аналогичные проекты, ориентированные на выращивание крупного рогатого скота. Именно это и послужило одной из причин роста популярности страусиных ферм даже среди крупных производителей мяса, которые таким образом диверсифицируют свой бизнес.

Так, один теленок набирает рыночный вес (в среднем, 250 кг, около 2, 5 кв. кожи) в течении 654 дней после рождения, a пара страусов в течении года производит на свет минимум 40-45 цыплят, которые достигают рыночного веса уже через 407 суток. В коммерческом отношении это потомство суммарно дает порядка 1 800 кг мяса, 50 кв. метров кожи и около 36 кг. перьев. Прибавим к этому сравнительно короткий инкубационный период у страусов (около 42 суток), на фоне которого беременность крупного рогатого скота кажется почти бесконечной (280 суток).

Заметим также, что по процентному отношению собственно мяса к общему весу птицы (порядка 50%) страус превосходит не только телят и овец, но и все виды домашней птицы. При этом самка страуса сохраняет способность к воспроизводству в течении 40 лет! Согласно современным американским исследованиям, при грамотном использовании современных технологий, за это время благодаря ей можно «произвести» 72 тонны мяса, более 2 тыс. кв. метров кожи и около 1500 кг. перьев.

Все это делает бизнес на разведении страусов весьма привлекательным для инвестирования — особенно в странах с развивающейся экономикой, где спрос на его продукцию (как внутренний, так и экспортно-ориентированный) уже есть, а сама предпринимательская ниша еще практически не освоена.



Артем Головатый
ИнтерКредит

Еще интересные статьи:
Что влияет на стоимость бизнеса?
Что влияет на стоимость бизнеса?
Как телевизор мешает нам добиться успеха
Как телевизор мешает нам добиться успеха
Какой бизнес труднее всего продать?
Какой бизнес труднее всего продать?

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга