Кофейный рынок Украины ждут слияния и поглощения.

Информация
Кофейный рынок Украины ждут слияния и поглощения.

24.07.2012

 

Кофейный бизнес не терпит чужаков

Бурный рост объемов потребления кофе, благодаря которому Украина в период с 2000 по 2010 год являлась мировым рекордсменом, закончился. Несмотря на формально успешный в финансовом плане результат 2011 года, кофейный рынок Украины в минувшем году сократился в натуральном объеме почти на 20%.

Хотя часть операторов рынка сходятся во мнении, что спрос на кофе в Украине будет продолжать расти, независимые эксперты делают прогнозы о будущей стагнации кофейного рынка. По их самым оптимистическим прогнозам, рынок будет расти минимальными темпами, не больше 2-5% ежегодно в ближайшие три-пять лет.

Ряды поставщиков кофе в сегментах HoReCa  и ритейла за последний год стали настолько плотными, что войти на рынок новым игрокам и создать бизнес на кофе будет очень и очень трудно. Ситуацию не спасает даже стабильное увеличение количества новых кофеен и ресторанов.

По прогнозам специалистов бизнес брокерской компании «ИнтерКредит» в самом ближайшем будущем, кофейный рынок Украины ждут сделки по слияниям и поглощениям. Крупные игроки будут увеличивать свою долю на рынке, и наращивать присутствие в регионах путем поглощения более слабых компаний. То, что данная стратегия является более эффективной, чем попытка отбить клиентов у конкурентов, уже доказано на примере соседней России. 

 

Скупка кофейных компаний в России

 

Израильская Strauss Group первой использовала новую для рынка бывшего СССР стратегию скупки российских марок и тем самым в сжатые сроки сумела войти в тройку самых сильных игроков в России. Свою первую сделку Strauss провела еще в 2008 году, когда состоялась продажа бизнеса компании «Золотые купола». За 90 млн долларов, Strauss получила два бренда «Черная карта» и «Каффа» вместе с ощутимой долей в сегментах растворимого и молотого кофе. Следующим приобретением Strauss Group стала российская марка Le Cafe. Сделка стоимостью в 37 млн долларов прошла осенью прошлого года. Израильская компания также заплатила $6 млн за приобретение 51% самой Le Cafe Group.
 
В настоящий момент на российском рынке ожидается еще две крупные сделки. Американская Sara Lee, являющаяся ближайшим конкурентом Nestle и Kraft Foods с 10-миллиардным оборотом, вполне может расширить свое присутствие на рынке России, купив саму Strauss Group. Кроме того, покупка бизнеса за рубежом позволит Kraft Foods рассматривать возможность приобретения единственного оставшегося отечественного игрока-лидера в сегменте натурального кофе - компанию — «Орими трейд. 
 

Ситуация на кофейном рынке Украины

 

 По оценкам экспертов, украинский рынок кофе и кофейных смесей оценивается в 45 тысяч тонн в год. Основная тенденция в последние годы – это перераспределение объемов реализации продукции в сторону увеличения количества натурального кофе. Наряду с этим наблюдается и перераспределение каналов реализации. Так на сегодня сегмент HoReCa занимает всего 25%, оставляя ритейлу 70% от рынка потребления кофе. Остальное – это потребление кофе в офисах и через вендинговые автоматы.
 
Продолжают активное развитие новые направления, такие как мобильные кофейни, мини-кофейни и заведения в формате «кофе на вынос». У таких точек по сравнению с большими заведениями более высокая рентабельность за счет низких затрат.
 
Конкуренция в сегменте HoReCa продолжает расти. Многие игроки отмечают, что на рынке постоянно появляются новые компании. Тем не менее, выживают из них только каждая пятая. Это происходит потому, что все «жирные» клиенты и хорошие места на рынке уже разобраны, и новые компании в лучшем случае обзаводятся узким кругом клиентов-друзей и реализуют настолько малые объемы продукции, что практически незаметны.
 
Сегодня рестораторы заинтересованы в работе с хорошо зарекомендовавшим себя поставщиком кофе, который может предложить и профессиональное оборудование, техническую поддержку, тренинги и т.д. Переманить такую клиентскую базу практически невозможно, даже крупным игрокам, которые заходят на новый для себя регион с уже укрепившимися местными компаниями-поставщиками. 
 

Покупка готового кофейного бизнеса

 

Эффективным способом для решения такой проблемы может стать покупка уже действующего конкурента вместе со всей базой клиентов и персоналом. К сожалению, владельцы таких компаний очень настороженно относятся к любым предложениям продать бизнес, поступающим извне.
 
Тем не менее, иногда собственники по личным причинам принимают решение выйти из бизнеса и выставляют свою компанию на продажу. Так, например, на портале «Бизрейтинг» в настоящее время в Магазине Готового Бизнеса опубликовано предложение о продаже действующей компании в сегменте импорта и дистрибуции натурального кофе и чая. Основные каналы дистрибуции: крупные розничные торговые сети (ритейл) и сегмент ХОРЕКА (отели, кофейни, кафе, рестораны).
 
Учитывая, что общий рост рынка замедлился, а конкуренция ужесточается, игроки на кофейном рынке будут вынуждены использовать новые стратегии по расширению собственного присутствия, в том числе за счет покупки конкурента либо путем инвестирования в собственную сеть.
 
Так, например, расширить свое присутствие в Украине планирует итальянский лидер рынка кофе - компания Pellini. Официальный импортер итальянских кофейных брендов Pellini и Lucaffe в Украине. ТД Goccedelgusto объявляет о создании сети кофеен Pellini в столице. Компания планирует приступить к реализации долгосрочных планов по созданию национальной франчайзинговой сети кофеен.

 



Валерий Чкалов
БизРейтинг
http://bizrating.com.ua/

Еще интересные статьи:
Как защититься от шпионажа при продаже бизнеса?
Как защититься от шпионажа при продаже бизнеса?
Как продавцу бизнеса получить максимум отдачи от ОЛХ?
Как продавцу бизнеса получить максимум отдачи от ОЛХ?
Признание сделки продажи бизнеса недействительной
Признание сделки продажи бизнеса недействительной

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга