Кофейный рынок Украины ждут слияния и поглощения.

Информация
Кофейный рынок Украины ждут слияния и поглощения.

24.07.2012

 

Кофейный бизнес не терпит чужаков

Бурный рост объемов потребления кофе, благодаря которому Украина в период с 2000 по 2010 год являлась мировым рекордсменом, закончился. Несмотря на формально успешный в финансовом плане результат 2011 года, кофейный рынок Украины в минувшем году сократился в натуральном объеме почти на 20%.

Хотя часть операторов рынка сходятся во мнении, что спрос на кофе в Украине будет продолжать расти, независимые эксперты делают прогнозы о будущей стагнации кофейного рынка. По их самым оптимистическим прогнозам, рынок будет расти минимальными темпами, не больше 2-5% ежегодно в ближайшие три-пять лет.

Ряды поставщиков кофе в сегментах HoReCa  и ритейла за последний год стали настолько плотными, что войти на рынок новым игрокам и создать бизнес на кофе будет очень и очень трудно. Ситуацию не спасает даже стабильное увеличение количества новых кофеен и ресторанов.

По прогнозам специалистов бизнес брокерской компании «ИнтерКредит» в самом ближайшем будущем, кофейный рынок Украины ждут сделки по слияниям и поглощениям. Крупные игроки будут увеличивать свою долю на рынке, и наращивать присутствие в регионах путем поглощения более слабых компаний. То, что данная стратегия является более эффективной, чем попытка отбить клиентов у конкурентов, уже доказано на примере соседней России. 

 

Скупка кофейных компаний в России

 

Израильская Strauss Group первой использовала новую для рынка бывшего СССР стратегию скупки российских марок и тем самым в сжатые сроки сумела войти в тройку самых сильных игроков в России. Свою первую сделку Strauss провела еще в 2008 году, когда состоялась продажа бизнеса компании «Золотые купола». За 90 млн долларов, Strauss получила два бренда «Черная карта» и «Каффа» вместе с ощутимой долей в сегментах растворимого и молотого кофе. Следующим приобретением Strauss Group стала российская марка Le Cafe. Сделка стоимостью в 37 млн долларов прошла осенью прошлого года. Израильская компания также заплатила $6 млн за приобретение 51% самой Le Cafe Group.
 
В настоящий момент на российском рынке ожидается еще две крупные сделки. Американская Sara Lee, являющаяся ближайшим конкурентом Nestle и Kraft Foods с 10-миллиардным оборотом, вполне может расширить свое присутствие на рынке России, купив саму Strauss Group. Кроме того, покупка бизнеса за рубежом позволит Kraft Foods рассматривать возможность приобретения единственного оставшегося отечественного игрока-лидера в сегменте натурального кофе - компанию — «Орими трейд. 
 

Ситуация на кофейном рынке Украины

 

 По оценкам экспертов, украинский рынок кофе и кофейных смесей оценивается в 45 тысяч тонн в год. Основная тенденция в последние годы – это перераспределение объемов реализации продукции в сторону увеличения количества натурального кофе. Наряду с этим наблюдается и перераспределение каналов реализации. Так на сегодня сегмент HoReCa занимает всего 25%, оставляя ритейлу 70% от рынка потребления кофе. Остальное – это потребление кофе в офисах и через вендинговые автоматы.
 
Продолжают активное развитие новые направления, такие как мобильные кофейни, мини-кофейни и заведения в формате «кофе на вынос». У таких точек по сравнению с большими заведениями более высокая рентабельность за счет низких затрат.
 
Конкуренция в сегменте HoReCa продолжает расти. Многие игроки отмечают, что на рынке постоянно появляются новые компании. Тем не менее, выживают из них только каждая пятая. Это происходит потому, что все «жирные» клиенты и хорошие места на рынке уже разобраны, и новые компании в лучшем случае обзаводятся узким кругом клиентов-друзей и реализуют настолько малые объемы продукции, что практически незаметны.
 
Сегодня рестораторы заинтересованы в работе с хорошо зарекомендовавшим себя поставщиком кофе, который может предложить и профессиональное оборудование, техническую поддержку, тренинги и т.д. Переманить такую клиентскую базу практически невозможно, даже крупным игрокам, которые заходят на новый для себя регион с уже укрепившимися местными компаниями-поставщиками. 
 

Покупка готового кофейного бизнеса

 

Эффективным способом для решения такой проблемы может стать покупка уже действующего конкурента вместе со всей базой клиентов и персоналом. К сожалению, владельцы таких компаний очень настороженно относятся к любым предложениям продать бизнес, поступающим извне.
 
Тем не менее, иногда собственники по личным причинам принимают решение выйти из бизнеса и выставляют свою компанию на продажу. Так, например, на портале «Бизрейтинг» в настоящее время в Магазине Готового Бизнеса опубликовано предложение о продаже действующей компании в сегменте импорта и дистрибуции натурального кофе и чая. Основные каналы дистрибуции: крупные розничные торговые сети (ритейл) и сегмент ХОРЕКА (отели, кофейни, кафе, рестораны).
 
Учитывая, что общий рост рынка замедлился, а конкуренция ужесточается, игроки на кофейном рынке будут вынуждены использовать новые стратегии по расширению собственного присутствия, в том числе за счет покупки конкурента либо путем инвестирования в собственную сеть.
 
Так, например, расширить свое присутствие в Украине планирует итальянский лидер рынка кофе - компания Pellini. Официальный импортер итальянских кофейных брендов Pellini и Lucaffe в Украине. ТД Goccedelgusto объявляет о создании сети кофеен Pellini в столице. Компания планирует приступить к реализации долгосрочных планов по созданию национальной франчайзинговой сети кофеен.

 



Валерий Чкалов
БизРейтинг
http://bizrating.com.ua/

Еще интересные статьи:
Как защититься от шпионажа при продаже бизнеса?
Как защититься от шпионажа при продаже бизнеса?
Как прописать обязательство о неконкуренции после продажи бизнеса
Как прописать обязательство о неконкуренции после продажи бизнеса
Где и кому продать готовый бизнес
Где и кому продать готовый бизнес

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга