Польские инвесторы готовы вкладывать деньги в украинский бизнес

Информация
Польские инвесторы готовы вкладывать деньги в украинский бизнес

23.06.2011

Большой бизнес в Украине все чаще смотрит в сторону Варшавской фондовой биржи. Ликвидность рынка там довольно высока, инвесторов много, а требования к эмитентам мягче, стоимость привлекаемых ресурсов гораздо ниже по сравнению с другими площадками для IPO...

2011 год обещает стать годом IPO-бума на мировых фондовых площадках. По данным Ernst & Young, в I квартале 2011 года уже произошло 290 сделок, в результате которых компании привлекли $46,1 млрд. Это на 14% больше, чем в I квартале 2010-го, и на 65% больше, нежели в IV квартале прошлого года.

При этом первые три месяца — не самое популярное время для проведения первичного размещения и продажи бизнеса. Инвестаналитики советуют выходить на международные рынки весной (в апреле–мае, когда появляется годовая отчетность компаний) или осенью (после выходе квартальной отчетности в сентябре–октябре). В I квартале 2011 года крупнейшим IPO стало первичное размещение металлургического гиганта Gerdau: бразильская метгруппа привлекла $2,8 млрд. В конце мая интернет-поисковик «Яндекс» получил $1,4 млрд. Но главные события еще впереди: крупнейший сырьевой трейдер Glencore International AG планирует провести размещение на сумму $9–11 млрд. Компания будет проводить IPO на двух площадках: сначала на Лондонской, а затем на Гонконгской бирже.

Курс на Ближний Запад

Украинских компаний в списке крупнейших IPO пока нет. Отечественные промышленные гиганты (например, ДТЭК или СКМ) пока не планируют выходить на международные рынки: проблем с финансированием у них сейчас нет. Мелким компаниям делать нечего на Нью-Йоркской, Лондонской, Гонконгской или даже Франкфуртской биржах: они попросту не смогут заинтересовать потенциальных инвесторов, которые буквально под микроскопом рассматривают каждую букву в отчетных документах и тщательно изучают каждый день работы компании. Пока мало какой украинский бизнес может похвастаться прозрачностью и безупречностью репутации.

Проведение IPO на Варшавской бирже обойдется компании в пределах 4–6% от суммы размещения. К тому же с польскими инвесторами проще договориться — схожесть менталитетов играет в этом не последнюю роль. Сейчас на Варшавской бирже торгуют акциями семи украинских компаний: агрохолдинги «Кернел» и «Астарта» провели первичное размещение еще до начала кризиса, молочный производитель «Милкиленд», аграрная группа «Агротон» и производитель энергетического угля «Садовая Групп» дебютировали в прошлом году.

В 2011-м на польский рынок уже вышли украинские агрохолдинг KSG Agro и «Индустриальная молочная компания». В ближайшее время эмитентов прибавится: IPO крупного украинского производителя аккумуляторов «Веста» находится на завершающей стадии. Последние проведенные IPO аналитики считают довольно успешными. «Мультипликатор EV/EBITDA (отношение стоимости предприятия к объему прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и начисленной амортизации. — ред.) при размещении ИМК — 7,4, — подсчитывает аналитик ИК BG Capital Дмитрий Ушенко. — В то же время Милкиленд и Агротон разместились в прошлом году с мультипликатором 6,9 и 5,6». С начала торгов 5 мая 2011 года акции KSG Agro подорожали на 26,36% (по состоянию на 1 июня 2011-го), ИМК (с 4 мая по 1 июня) — на 3,08%.

В ближайшее время спрос на отечественные компании сохранится. По оценкам Конкорд Капитала, до конца года еще пять-семь эмитентов могут провести размещения. Среди них не только аграрии, но и компании из других секторов (о своих планах провести IPO уже заявили агрохолдинг B.I.G. Harvest Group, ТММ, Галнафтогаз, MTI, Sopharma, Овостар Груп и др.). «Спрос на агрокомпании возник не на пустом месте: на фоне глобального роста цен на продукты питания производители сельхозпродукции находились в самом выигрышном положении», — объясняет аналитик ИК «Ренессанс Капитал» Константин Фастовец. 

Однако в Украине есть эмитенты из других секторов, которые довольно успешно пережили кризис. «Кернел и Астарта сделали хорошую рекламу украинским эмитентам: с момента размещения в 2006–2007 гг. акции компаний подорожали более чем на 300% и 200% соответственно, — рассказывает глава департамента инвестиционно-банковских услуг ИК «Конкорд Капитал» Виталий Струков. — Польские инвесторы хорошо заработали на украинских бумагах и сейчас ищут похожие истории роста».

Впрочем, отечественным эмитентам есть чем гордиться. Первичное размещение Кернел признано лучшим региональным (в странах Центральной и Восточной Европы) IPO на Варшавской фондовой бирже: в 2007 году компания привлекла более $200 млн. И теперь ее акции входят в состав основного индекса Варшавской биржи (WIG-20). В этом году, учитывая активность украинских компаний, представители WSE даже запустили национальный индекс WIG-Ukraine. С 4 мая, когда собственно и начался расчет индекса, индикатор вырос более чем на 7% (для сравнения: индекс WIG-20 за этот же период поднялся всего на 1,3%).

 «Сейчас инвесторов прежде всего интересуют производственные компании — лидеры в своих отраслях, в отраслях с хорошими прогнозами роста», — отмечает Виталий Струков. Большое значение имеет размер компании: чем выше ее капитализация, тем выше потенциальная ликвидность, больший интерес инвесторов и высокая оценочная стоимость бизнеса (по сравнению с относительно небольшими компаниями).

Впрочем, немаловажны и действия собственников после проведения IPO. «Инвесторы будут пристально следить, как выполняются бизнес-планы и куда направляются привлеченные средства», — напоминает вице-президент по корпоративным финансам ИК BG Capital Евгений Червяченко. Стоимость компаний-перво­про­ходцев, Астарты и Кернела, выросла в несколько раз с момента размещения, в том числе благодаря тому, что они сумели стать безоговорочными лидерами на своих ключевых рынках (рынок сахара для Астарты и масложировой рынок для Кернела) и начали экспансию в смежные. «Достичь этого они смогли как благодаря средствам, полученным при IPO, так и за счет более дешевого долгового финансирования, которое стало доступно после проведения IPO, — рассказывает вице-президент инвестиционно-банковского департамента Dragon Capital Юрий Астахов. — Динамика стоимости компаний, размещенных недавно, будет зависеть от того, насколько эффективно они смогут инвестировать привлеченные средства».

Постой, паровоз!

Несмотря на то что акции украинских компаний пользуются спросом у покупателей, с проведением IPO украинским компаниям лучше не затягивать. В России все несколько иначе, там в гораздо более выигрышном положении находится строительная отрасль.
В прошлом году в Польше была проведена пенсионная реформа, и если раньше ежемесячные отчисления в пенсионные фонды достигали 7% дохода (причем половину полученных средств управляющие фондами обязаны были инвестировать в фондовый рынок), то теперь — всего лишь 2%. Приток средств на Варшавскую биржу может рано или поздно закончиться.

Впрочем, некоторые специалисты не видят в этом угрозы. «Деньги пенсионных фондов — это лишь часть средств на рынке, — размышляет Евгений Червяченко. — Если приток средств замедлится, деньги могут поступать из других источников». На успех IPO украинских компаний скорее повлияют возможные изменения на мировом рынке капиталов. Структура индекса WIG-Ukraine постоянно пополняется новыми участниками WSE2 Но и это не самое главное. Последние размещения нескольких отечественных компаний показали, что на украинские активы есть спрос со стороны как польских, так и международных инвесторов.

И аппетиты, как правило, позволяют им закрыть глаза на такие шероховатости, как чрезмерная долговая нагрузка, относительно небольшой объем операций и так называемые оговорки в аудиторских заключениях. «У инвесторов нет возможности провести детальный анализ бизнес-плана компаний, поэтому они вынуждены ориентироваться на финансовые показатели за несколько последних отчетных периодов, — объясняет Юрий Астахов. — В частности, они смотрят на то, как компания прошла кризис».

Еще одна причина, почему стоит поторопиться, — снижение оценочной стоимости компаний, которые проводят первичное размещение. После IPO KSG Agro и ИМК на Варшавскую биржу хлынул поток предложений от мелких и крупных украинских агрокомпаний (с земельным банком от 10 тыс. га до 100 тыс. га), поэтому польские инвесторы настороженно относятся к такому наплыву желающих провести IPO и впредь будут очень избирательны в выборе объекта для инвестиций.

«На фоне увеличивающегося количества украинских компаний, желающих выйти на Варшавскую биржу, польские инвесторы становятся более прагматичными и могут требовать скидок при оценке новых компаний к торгуемым», — предупреждает Виталий Струков. Пока такой закономерности аналитики не наблюдают, но ИМК, например, не смогла привлечь запланированный объем средств (компания реализовала лишь часть акций и получила вместо 226 млн злотых лишь 80,73 млн злотых): в это же время IPO проводила еще одна компания из сельскохозяйственной отрасли.

Инвестбанкиры признаются: сейчас успех IPO во многом зависит от того, кто занимался его подготовкой. «Красиво упаковать и выгодно продать можно практически любую компанию, и пока инвесторы поймут, что состоялась покупка бизнеса у, откровенно говоря, далеко не лидера в своей отрасли, бумаги эмитента, скорее всего, будут дорожать», — признается сотрудник одной из инвесткомпаний, пожелавший не раскрывать своего имени.

Сейчас для инвесторов очень важно, чтобы рынок, на котором работает компания, имел хорошие перспективы роста. И чем лучше рыночные позиции компаний, тем более привлекательной она выглядит в их глазах. Но со временем инвесторы обязательно увидят несовершенство украинского бизнеса. Поэтому пока они не разочаровались в нас — время терять не нужно.



Виктория Руденко


Еще интересные статьи:
Где и кому продать готовый бизнес
Где и кому продать готовый бизнес
Как правильно рассчитать стоимость бизнеса?
Как правильно рассчитать стоимость бизнеса?
Как правильно выбрать бизнес при покупке
Как правильно выбрать бизнес при покупке

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга