Торговые войны. Эпизод III. Перезагрузка украинского рынка продуктового ритейла.

Информация
Торговые войны. Эпизод III. Перезагрузка украинского рынка продуктового ритейла.

15.01.2016
Шоколадные батончики, чай, кофе, морепродукты… Многое из этих продуктов под известными брендами производились и завозились к нам из России. Кроме того, часть продуктового импорта из Европы также попадала к нам через сети российских дистрибуторов. Как отразится продуктовое эмбарго на ритейлерах и на потребителях?
 
Как известно, с 10 января 2016 года вступило в силу эмбарго, которое запрещает импортирование в Украину целого перечня товаров, произведённых российскими предприятиями. Рыночная доля перечисленных брендов была относительно высока, а это говорит о том, что украинскую продуктовую розницу ожидает интенсивное перераспределение мест на прилавках. Процесс также затронет дистрибуторские компании, которые завязаны на импортирование продукции с территории Российской Федерации.
 
В настоящий момент ритейлеры спешно ищут замену попавшим под санкции товарным позициям. Дистрибуторы лихорадочно пытаются выйти на новых поставщиков и перестроить логистические маршруты.  Можно предположить, что далеко не последняя роль в новых маршрутах и схемах будет отведена Беларуси, которая молчаливо наблюдает за ситуацией и прикидывает, какую выгоду можно будет извлечь из очередного эмбарго.
 
Не исключено, что очередной виток торговой войны может принести рядовым украинским потребителям определённые финансовые и гастрономические выгоды.  Преимущество заключается в том, что продукция европейских производственных площадок более качественная, но при этом, её стоимость на украинском рынке должна быть ниже.
 

Какая продукция не должна ввозиться в Украину из России с 10 января 2016 года

 
Под запрет попали более трёх десятков товарных позиций, которые теперь не должны пересекать украино-российскую границу и появляться на прилавках отечественных магазинов.  Он состоит не только из продуктов питания, но они являются преобладающей категорией. Граница закрыта для мяса, чая и кофе, спиртных напитков и кондитерских изделий, также под запрет попали крупы и макаронные изделия. Кроме перечисленного в чёрный список таможенников попали корма для домашних животных, табачная продукция, бытовая химия, железнодорожное оборудование.
 
В целом продуктов исключительно российских торговых марок и национальных брендов в Украине никогда не было много. Те, что были, занимали слишком узкие ниши, чтобы нанести отечественной рознице сколь бы то ни было существенный ущерб. Весомая часть «запретных» продуктов принадлежит международным брендам, производственные мощности которых находятся в России. Эти компании просто заменят свою «российскую» продукцию на аналогичную, производимую в Европе.
 
С учётом доли произведённой в России продукции международных брендов таможенная статистика выглядит весьма внушительно. Если посмотреть на цифры 2015 года, можно увидеть, что из России было импортировано (млн. долларов): чая – на 9; кофе – на 12.; пива — на 12,4; алкоголя – на 1,5; табачной продукции — на 22,4; шоколада – на 100,9; какао – на 18; рыбы – на 2. 
 

Что подорожает после введения продуктового эмбарго Украиной

Из России в Украину импортируются макароны из твердых сортов пшеницы. На торговых полках они конкурируют преимущественно с итальянской продукцией, которая относится к более высокой ценовой категории. Разница в цене составляет около20-30%.  Качественные мучные изделия и макароны из твёрдых сортов пшеницы (одним из самых известных брендов на украинском рынке считается «Макфа») – станут проблемной продуктовой категорией. Её будет довольно сложно заместить, поскольку в Украине такие макароны практически не производят.
Косметика и бытовая химия из России также, скорее всего, подорожает на 10-15%.  Это вызвано тем, что таможенные пошлины, составляющие по ключевым позициям 10%, потянут вверх цены на российские товары, которые не попали под действие эмбарго.

 

Как продуктовое эмбарго отразится на украинском производстве пищевых продуктов

Обстоятельства подтолкнёт к активным действиям не только украинских ритейлеров и дистрибуторов, но и российских производителей. Помимо проработки новых схем поставки товаров, одним из оптимальных вариантов выхода из сложившейся ситуации для последних будет размещение заказов на украинских предприятиях. Не исключено, что в перспективе мы увидим создание производственных площадок российскими компаниями на территории Украины. 


Иван Быков
БизРейтинг - продажа бизнеса и франшиз в Украине.

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга