Что ждет рынок продажи бизнеса в 2017 году и что будут больше всего покупать?

Информация
Что ждет рынок продажи бизнеса в 2017 году и что будут больше всего покупать?

18.01.2017
Традиционно в начале каждого года БизРейтинг делает прогнозы будущих тенденций. Эти прогнозы в большинстве своем воплощаются в действительность и единственное, что может обусловить серьезное расхождение ожиданий с реальностью – всплеск мощных экономических потрясений, в том числе на валютном рынке, как это было в 2013-2014 гг.  

В целом все сферы бизнеса находятся под воздействием затяжной рецессии, однако можно утверждать, что рынок продажи бизнеса находится в достаточно оживленном состоянии. К примеру, количество успешных сделок, информацией о которых мы располагаем, более, чем в полтора раза увеличилось по сравнению с 2015 годом. Кроме того, количество заявок на покупку бизнеса в базе БизРейтинга существенно увеличилось по сравнению с предыдущим годом. Главное обстоятельство, способствующее оживлению – обстановка для инвестора становится всё более предсказуемой, в отличие от обострения 2014 года и последующего длительного периода выжидания. Серьезных флуктуаций на валютном рынке стало меньше, что отражается на снижении рисков инвестирования. Помимо всего прочего, кризисное состояние способствует выходу на рынок большого количества объектов по сниженной цене. К сожалению, множество людей продолжает поспешно покидать Украину, при этом нередко в таких ситуациях сроки поджимают и в процессе торга может отсекаться весьма ощутимая доля от стартовой цены. Как известно, в каждой категории бизнеса есть своя небольшая группа потенциальных покупателей, которые методично мониторят рынок в поисках особо выгодных предложений. Таким образом, инвестиционно привлекательный бизнес с низкой ценой и при правильном подходе долго не залеживается.

Главные тенденции рынка.

Как и ранее, основная масса сделок будет происходить в сегменте малого бизнеса, строго следуя закономерности: чем ниже стоимость – тем значительно больше потенциальных покупателей. Кроме того, малый бизнес обладает наибольшей гибкостью и жизнеспособностью во время кризиса, это также влияет на спрос.

Практически во всех сделках покупки бизнеса и инвестирования будут участвовать украинские бизнесмены и украинские предприятия, интерес к украинскому бизнесу из-за рубежа будет на низком уровне, в краткосрочной перспективе нет ожиданий его увеличения. Напомним, в данный момент в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса Doing Business Украина занимает 80-е место и согласно данным Всемирного Банка нет предпосылок для существенного улучшения обстановки в ближайшее время. Из всех отраслей можно выделить только агросектор и энергетику, как наиболее перспективные и ещё способные привлекать иностранный капитал.

Неизбежно продолжение тенденций пересмотрения продавцами цены на бизнес в долларовом эквиваленте. Многим предпринимателям ещё сложно принять как действительность текущую стоимость гривны на валютном рынке. Множество продавцов в вопросах оценки бизнеса прежде всего руководствуется тем, сколько в своё время было вложено в бизнес в долларах, естественно, намереваясь получить соответствующую компенсацию. Разумеется, это не имеет ничего общего с пониманием стоимости со стороны покупателя. 

Снижение показателей рентабельности предприятий, которое можно наблюдать за последние несколько лет, прямым образом отражается на снижении стоимостей на рынке готового бизнеса, ведь в основе оценки действующего предприятия лежит доходный подход. 

Стремительное развитие рынка франчайзинга несколько теснит рынок малого бизнеса – всё чаще инвестор делает выбор в пользу покупки франшизы, нежели в пользу покупки готового бизнеса. Теперь продавцу, оценивая свой бизнес перед продажей, а соответственно принимая в расчет альтернативные для покупателя варианты – покупку другого бизнеса, создание аналогичного бизнеса с нуля, - приходится также ориентироваться и на возможность выбора покупателем франшизы. Зачем покупать дорогой бизнес, когда гораздо выгоднее за короткие сроки создать действующий бизнес по франшизе?

Причины высокого интереса украинских инвесторов к зарубежному бизнесу вполне очевидны и вряд ли нуждаются в разъяснениях. Наибольшее внимание на себе фокусирует бизнес в США и европейские страны, в особенности Болгария, где в первом ряду зарубежных покупателей стоят именно украинцы. В последнем случае аналогичный бизнес с одной и той же рентабельностью в странах еврозоны стоит гораздо дороже, а соответственно окупаемость дольше. Также отдельно можно выделить страны Прибалтики, которые могут похвастать не только комфортными условиями для жизни, но также относительной стабильностью и благоприятностью в вопросах ведениях бизнеса, при этом уклад и быт этих стран достаточно близок для отечественной ментальности.
 

Какой бизнес будут больше всего покупать?

Интернет-магазины - основное направление, которое пользуется повышенным спросом, причем с большим отрывом. Это вполне объяснимо, ведь рынок интернет-торговли – наиболее динамично развивающийся в мире. Основной покупательский фокус по известным причинам приходится на недорогой сегмент: 500 $ – 20 000 $. Возможность купить недорогой, но быстроокупаемый и перспективный бизнес привлекает многих даже несмотря на специфичные для этого направления риски. По итогам 2016 года на БизРейтинге продается каждый 4-й – каждый 5-й интернет-магазин, и мы уверенно называем эти цифры лучшими для сегмента украинского интернета.  

IT-бизнес других направлений находит потенциального покупателя в лице более крупных IT-компаний и частных инвесторов, интересующихся вложениями в перспективные разработки и стартапы на ранних стадиях.

В производстве, сфере услуг и в торговом бизнесе картина покупательского спроса примерно одинакова, здесь нет какого-то особо выделяющегося направления. Ключевой фактор спроса – прогнозируемость доходов, а принадлежность к той или иной сфере – вторична. 

Гостиничный бизнес за последние несколько лет испытал на себе определенные перемены, обусловленные перераспределением внутреннего туризма, лучше всего это отразилось на Одесской области, где расценки на проживание и заполненность номерного фонда в сезон стали выше. Естественно, всё это влияет и на рынок продажи гостиничного бизнеса.

Участники рынка.

Само по себе понятие продажи готового бизнеса ещё лет пять назад было незнакомым широким массам. Тезис о том, что на действующее предприятие можно сформировать хороший покупательский спрос, продать его по хорошей цене и хорошо заработать на этом, - ещё не так давно вызывал у обывателя недоумение, недоверие, непонимание. Можно с уверенностью утверждать, что с каждым годом всё больше собственников бизнеса – любого – задумывается над тем, а не стоит ли его продать. 

Инвестиционная привлекательность во всем ассортименте предлагаемых к продаже объектов, равно как и подход продавцов к поставленной задаче, - варьируют очень сильно. Очень часто малопривлекательный бизнес продается по чрезмерно завышенной цене и при совершенно пассивной позиции продавца: «кому надо – сам всё узнает»; при этом почему-то предполагается, что на предложение сразу же вырастет очередь покупателей. Типичность и обыкновенность данной ситуации во многом объясняет тот факт, что значительная часть объектов так никогда и не будет продана. Пассивность и безынициативность продавца всегда была явлением массовым и перемен здесь не наблюдается. 

Внимания заслуживает другое: с эволюционированием рынка эволюционирует и покупатель. Во-первых, падение доходов населения и сложность экономической ситуации неизбежно заставляет покупателя таки научиться считать собственные деньги; найти человека, готового переплатить – в принципе невозможно. Во-вторых, доступность базы знаний, необходимой для успешной продажи, поднимает на достойный уровень культуру осведомленности покупателя по всем необходимым вопросам. Ведь в среде купли-продажи бизнеса именно на покупателя приходится основная доля рисков, поэтому в его интересах научиться: правильно отбирать выставленный на продажу бизнес, примерно понимать его рыночную стоимость, проверять заявленные продавцом данные и т.д. В итоге, любой бизнес, выставленный на продажу, подвергается всё более тщательному и требовательному отбору, пройти сквозь который в состоянии только небольшая доля предложений.


Подводя итоги, выделим главное: наибольшим спросом пользуется и будет пользоваться прибыльный бизнес по адекватной цене. За своё нежелание замечать в собственном бизнесе высокие риски, недостаточную прогнозируемость доходов, завышенную стоимость, продавец платит стремящейся к нулю вероятностью успешной сделки. 




 





Еще интересные статьи:
Почему продают работающий бизнес, если он приносит прибыль?
Почему продают работающий бизнес, если он приносит прибыль?
Какой бизнес труднее всего продать?
Какой бизнес труднее всего продать?
Как правильно рассчитать стоимость бизнеса?
Как правильно рассчитать стоимость бизнеса?

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга