Что ожидает автозаправочный бизнес Украины

Информация
Что ожидает автозаправочный бизнес Украины

25.02.2019

В первом полугодии 2018 в Украине зарегистрировано 7 439 электромобилей. При этом ежегодно увеличивается количество новых регистраций электротранспорта. Иногда статистика по сравнению с предыдущим месяцем растёт в арифметической прогрессии. Такая динамика неминуемо отразится на автозаправочном бизнесе в Украине.

Стоит ли владельцам АЗС опасаться электромобильного будущего? Сможет ли электромобильность потеснить бензозаправки? 

 

Как государство помогает развивать электромобильность. Что сделано?


Стратегия развития рынка экологического транспорта в Украине повлечет увеличение доли электромобилей в стране до 25% на протяжении последующих пятнадцати лет.  Отмена НДС и акцизов уже удешевила электромобили в среднем на 17%. С 1 января 2019 года вступают в силу изменения в Налоговом и Таможенном кодексе, которые упростят и удешевят ввоз в страну электромобилей.
 
Уже к 2025 удешевление технологии снизит стоимость электромобилей настолько, что их цена будет существенно ниже бензиновых. Доступность электротранспорта и низкая стоимость владения  – наиболее привлекательные потребительские качества авто –  являются главным стимулом, который заставит водителей пересесть на электрокары. Владельцами руководит здоровый прагматизм и ничего более. 

Украина несколько лет к ряду занимает ведущие позиции в рейтинге стран по развитию электротранспортной инфраструктуры. Рынок продажи электромобилей демонстрирует высокую динамику роста – от общего числа авто проданных в 2016 году 4% составили электрокары, задавая темп общему развитию инфраструктуры. И это только начало большой украинской «электроэпопеи». 
 
 
зарядка
 
 

Электромобиль – пока еще городской транспорт. Но это ненадолго.


На данный момент наиболее дружественные в Украине города для электромобилей  – Киев, Харьков, Одесса, Днепр и Львов. Электромобиль всё еще остаётся городским транспортом. Сейчас все  7 500 электрокаров в Украине сосредоточены в крупнейших городах. Наиболее распространённая модель – б/у Nissan LEAF с запасом хода 100-120 км. Далеко на таком не уедешь, но в качестве городского автомобиля он устраивает владельцев.

Производители работают над емкостью батарей и скоростью зарядки. Анонсируются модели  электромобилей, способные проехать 500 км на одном заряде аккумулятора. Запас хода на одной зарядке – важный критерий. Но какой в нём прок, если зарядных станций за пределом города нет? Для того чтобы расширить географию использования электромобилей важно развивать инфраструктуру по всей стране. Когда появится разветвленная сеть скоростных мощных зарядных станций «суперчарджеров» через каждые 100-150 км мы увидим лавинообразный рост количества электрокаров в Украине.

При благоприятной законодательной базе и инвестициях в создание инфраструктуры, инновации могут уже через несколько лет кардинально изменить представления украинцев об автозаправках и мобильности. Для автозаправочного бизнеса планомерное сокращение на 20-25% парка автомобилей с двигателем внутреннего сгорания – это ощутимый, но не критичный удар по доходам от розничной продажи ДТ и бензина.

С учётом промышленного потребления в Украине расходуется по 400 тысяч тон бензина и дизельного топлива каждый месяц. Розничная реализация дизельного топлива через АЗС находится в среднем на уровне 65-85 тыс. тонн в зависимости от сезона, продажа бензина – на уровне 80 тыс. тонн. При этом уже сейчас отмечается сокращение розничной продажи бензина, что частично объясняется 26% ростом продаж сжиженного газа. 
 

АЗС будут приспосабливаться, чтобы выжить в электромобильном будущем.


В долгосрочной перспективе рентабельность автозаправочного бизнеса будет несколько снижаться. Кроме того, развитие электромобильности потребует от владельцев модернизации станций – установку скоростных зарядок «суперчарджеров» и расширения территории. Дело в том, что заправка полного бака легкового автомобиля занимает гораздо меньше времени, чем необходимо для полной зарядки электрокара.  Это обстоятельство потребует дополнительной установки большого количества зарядок и парковочных мест во избежание скопления транспорта.

Массовый  переход на электротранспорт – вопрос времени. Развитие глобальных трендов в Украине идёт полным ходом. Уже сейчас в Украине доступны передовые технологии для быстрой подзарядки, позволяющие за 3-5 минут зарядить аккумуляторную батарею электромобиля на 100 км хода. В том числе запуск сети скоростных зарядных станций STRUM делает инфраструктуру для электромобилей в Украине более удобной. Все это косвенно усиливает привлекательность электротранспорта и открывает новые возможности для диверсификации АЗС. 

Электромобильность не представляет серьезной угрозы автозаправочому бизнесу, но АЗС должны будут расшириться за счет «суперчарджеров». Ситуация схожа с трендом газификации транспорта, когда на АЗС начали появляться дополнительно АГЗС. По аналогии в будущем к газозаправочным станциям добавятся и зарядные станции для электромобилей. 

Украина несколько лет к ряду входит в топ международного рейтинга развития электротранспортной инфраструктуры. Скорость наступления электромобильного будущего в Украине зависит от совокупности различных факторов, определяющими из которых будут качество законодательных изменений и рост инвестиций в развитие инфраструктуры для электромобилей по всей стране. На данный момент по этим направлениям ведется активная работа, из чего можно сделать вывод, что 15-тилетняя стратегия развития рынка экологического транспорта в Украине с большой вероятностью пойдет по сценарию.

Так или иначе, вполне уверенно можно ожидать, что в самое ближайшее время мы увидим ещё больше многотопливных заправочных комплексов (бензин, ДТ, газ, электро). Уже сейчас на множестве заправочных станций готовятся проекты модернизации, к примеру, в многозаправочном комплексе в Винницкой области, недавно выставленном на продажу. В другом примере сети АГЗС на продажу в Киевской области также подготовлены предпроекты для реконструкции и перехода в современный многозаправочный комплекс в соотвтетствии с самыми последними требованиями рынка.
 
 

 
 





Еще интересные статьи:
Где и кому продать готовый бизнес
Где и кому продать готовый бизнес
Почему большая часть бизнеса так никогда и не будет продана?
Почему большая часть бизнеса так никогда и не будет продана?
Стоит ли покупать бизнес без опыта?
Стоит ли покупать бизнес без опыта?

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга