18.12.2019
Стоит ли инвестировать в деревообрабатывающий бизнес в Украине? Его рентабельность и устойчивость во многом зависит от состояния лесной промышленности страны. А с этим не всё так однозначно. Поговорим о том, что ждёт бизнес в сфере деревообработки в ближайшем будущем?
Несмотря на то, что 2018 год для лесного хозяйства Украины принёс ряд положительных изменений и показал рост деревообработки на 6%, так и не решёнными остались главные проблемы – контрабанда украинского леса в ЕС и отсутствие чёткой государственной программы развития отрасли.
Неопределённость и отсутствие единых правил для всех игроков рынка – главный барьер для инвестиций в деревообработку, одно из достаточно перспективных направлений бизнеса в Украине.
Реформа лесного хозяйства, как драйвер роста деревообрабатывающего бизнеса
В интервью для издания ZN.UA зампредседателя Государственного агентства лесных ресурсов Украины Владимир Бондарь акцентирует внимание на острой потребности лесной промышленность Украины в реформировании и инвестициях.
При этом, одним из ключевых достижений десятилетия в направлении выхода отрасли из тупика, Бондарь называет Указ президента №381/2017 «О дополнительных мерах по развитию лесного хозяйства, рациональному природопользованию и сохранению объектов природно-заповедного фонда». Этот достаточно ёмкий документ содержит несколько важных поручений для Кабинета министров, среди которых утверждение Государственной стратегии развития деревообрабатывающей промышленности.
Когда правительство приступит к активной реализации этой стратегии – вопрос открытый. Одно очевидно – изменения нужны уже сейчас. И, судя по сигналам, которые поступают, на конкретные шаги можно рассчитывать уже в этом году.
Стратегическая цель – создать больше добавленной стоимости в лесопереработке. В том числе через реформирование нормативно-правовой базы и структурное обновление самой отрасли лесозаготовок.
Внесение ясности и создание чётких правил для всех участников и сторон рынка поможет привлечь необходимые инвестиции в создание предприятий глубокой переработки древесины. Другими словами, глубокая переработка древесины уже в перспективе нескольких лет может стать крайне востребованной, учитывая нехватку мощностей. Но при условии удачного проведения реформ, разумеется.
При этом остаются нерешёнными проблемы, приносящие убытки и тормозящие развитие отрасли. Налоги – одна из таких проблем. И тут речь не столько в их размере, сколько в невозможности прогнозирования бизнесом налоговых изменений в среднесрочной перспективе, что фактически множит на ноль любой бизнес-план.
В Украине на 50% вырастет рента за использование лесных ресурсов
В Налоговый и Бюджетный кодексы Украины на 2019 год внесены изменения, которые снижают налоговую нагрузку – земельный налог на леса уменьшен с 5 до 0,1% (т.е. ставка налога на лесные земельные участки).
Эта обнадёживающая новость потерялась на фоне другой. Ведь практически не случается такого, чтобы один налог снижался, без повышения другого. Своего рода закон сохранения энергии в налогообложении.
Изменения коснутся сфере лесопользования: на 50% увеличивается ставка рентной платы за специальное использование лесных ресурсов. Повышение финансовой нагрузки (с учётом снижения налога на леса) чревато удорожанием сырья и снижением рентабельности бизнеса в сфере деревообработки.
Пожалуй, это сейчас один из главных сдерживающих факторов, для желающих вложиться в деревообработку.
И если внутренний украинский рынок довольно ограничен, то последние 5 лет украинский производитель успешно осваивает европейские рынки. И с каждым годом всё активнее.
Открытый рынок стран ЕС с высокой покупательской способностью способен обеспечить спрос и стабильные поставки обработанной древесины. Так, например, деревообрабатывающий производственный комплекс в Черновцах уже сейчас около 90 % продукции отправляет на экспорт в Великобританию, Израиль, Болгарию, Грецию и другие страны Евросоюза.
В странах Европы украинский продукт способен успешно конкурировать. Разногласия между Украиной и ЕС вызывает, пожалуй, один вопрос – мораторий на экспорт леса-кругляка.
Мораторий украинской древесины в ЕС – палка о двух концах
В апреле 2015 года Верховной радой был введен мораторий сроком на 10 лет, который запрещал вывоз из Украины необработанной древесины. Мораторий два этапа: с 1 ноября 2015 года – прекращался экспорт древесных пород (кроме сосны), а с 1 января 2017 года запрет распространился и на древесные породы сосны.
Законопроект преследовал благие цели – он должен был защитить украинские леса и стимулировать развитие деревообрабатывающей отрасли. С одной стороны, так и произошло: в прошлом году рост лесопильной отрасли составил 12%, а деревообработки – на 6%. За неполных три года мораторий на вывоз леса-кругляка поспособствовал двукратному росту инвестиций в сферу деревообработки.
При этом положительный эффект был практически нивелирован негативными последствиями. Мораторий повлёк увеличение теневых схем и рост контрабанды древесины (если нельзя рубить законно – будет процветать незаконная вырубка). Включая контрабанду древесины ценных пород.
Много это или нет, можно увидеть в сравнении.
Результаты моратория для деревообрабатывающей промышленности Украины
Так, если экспорт переработанной древесины вырос на 4 млрд грн. и принёс дополнительные полмиллиарда гривен в бюджет, то за это же время экспорт необработанной древесины (леса-кругляка) в ЕС вырос на 75%. Что в денежном выражении превышает 1 млрд. евро только по итогам 2017 года.
Из-за того, что мораторий не выполнил своей главной задекларированной цели – он не обеспечил сокращение вырубки лесов, эксперты ставят его результаты под сомнение. «Несмотря на то, что в 2018 году лесопильная отрасль в Украине выросла на 12%, а в целом деревообработка - на 6%, мораторий на экспорт кругляка не выполняет большинства задекларированных целей», - заявил научный сотрудник ИЭИ Евгений Ангел во время панельной дискуссии о Моратории на экспорт леса, организованной Институтом экономических исследований и политических консультаций.
При этом в отрасли называют введение моратория на экспорт леса-кругляка в качестве главного фактора роста деревообработки. Но и то, рост наблюдается преимущественно в лесопильной промышленности, которая производит пиломатериал – продукцию с низкой степенью обработки.
Предприятия глубокой переработки древесины пока не успели подтянуться. Для этого, вероятно, необходимы бо̀льшие стимулы и больше времени.
Реформы должны способствовать росту рентабельности деревообрабатывающего бизнеса. Это обязательное условие привлечения инвестиций.
Введение моратория на экспорт леса-кругляка («дров») вызвало протест со стороны ЕС
Главная претензия Комиссии – введение моратория нарушает соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС (статья 35 «Ограничения экспорта или импорта»). Согласно статье, стороны соглашения (одной из которых и является Украина) не должны запрещать или каким-либо образом ограничивать импорт и экспорт товаров, предназначенных для территории другой стороны.
Сейчас Украина проводит официальные консультации с Европейской комиссией по мораторию на экспорт леса-кругляка, настаивая на продлении моратория.
Борьба с контрабандой карпатского леса в Украине: «Будем сажать! … или садить»
В Уголовном кодексе Украины появится статья о незаконном вывозе лесоматериалов. Контрабанда необработанных, ценных пиломатериалов и редких пород деревьев повлечёт криминальную ответственность в виде лишения свободы сроком от 3 до 5 лет.
Гораздо эффективней создать такие условия, при которых контрабанда станет не рентабельной. И это в первую очередь про реформирование лесного хозяйства. Поскольку без радикальных реформ не удастся решить проблему контрабанды древесины и вывести экспорт леса-кругляка из тени.
Очевидно, что Украине экономически выгоднее экспортировать готовые изделия из дерева, продукцию с глубокой степенью обработки и высокой добавленной стоимостью, а не сырье. Это позволит сократить объемы вырубки, повысить добавленную стоимость и в перспективе больше средств направлять на восстановление лесных ресурсов.
В своих прогнозах Владимир Бондарь весьма оптимистичен: «Украина имеет шанс создать принципиально новый лесной сектор, как его создал Запад, но исключительно за счет реализации инноваций, передовых технологий, современной лесной техники, знаний и научных достижений мирового опыта ведения лесного хозяйства».
Ограниченный масштаб внутреннего рынка деревообрабатывающий бизнес в Украине успешно компенсирует открытым рынком стран ЕС. Комплексная и основательная реформа лесного хозяйства позволит решить сразу несколько других, не менее серьезных проблем отрасли. Прежде всего, повысить уровень использования лесного сырья. А также стимулировать развитие деревообрабатывающей промышленности, за счёт повышения инвестиционной привлекательности предприятий глубокой переработки древесины.