Особенности и перспективы украинских стартапов

Информация
Особенности и перспективы украинских стартапов

15.12.2011
Не так давно были обнародованы результаты проведенного маркетингового исследования, целью которого ставилось изучение рынка стартапов в Украине. Исследование выполнила компания AB Design с целью выявления и определения потенциала развития конкурентных компаний. Думаем, что читателям портала БизРейтинг данная тема также будет интересна.
 
Понятие стартапа и его отличия от простого веб-сайта
 
Стартап представляет собой эффективное продвижение новой фирмы с минимальными финансовыми затратами. Основным отличие стартапа от простого сайта является его эффективность в плане получения прибыли. Обычный веб-сайт несет в себе исключительно информативную функцию, а стартап позволяет владельцу получать прибыль и приносит существенную пользу посетителям. Стартап чем-то напоминает вендинговый бизнес – по крайней мере, в той сфере, которая касается автоматизации получения прибыли.
 
К сожалению сегодня в Украине практически отсутствует четкое понятие стартапа (подробнее об этом – чуть ниже). Множество новичков, считающих, что знают как можно заработать в сети, называют свои проекты стартапами, что не всегда является корректным. Кстати, большинство компаний, предоставляющий услуги в данной сфере также не всегда в полной мере владеют полным спектром понятий и необходимых инструментов, что не может не оказывать влияния на рынок стартапов.
 
Особенности украинского рынка стартапов
 
Вектор развития украинского рынка стартапов определяется, прежде всего, уровнем развития государства в целом. Низкий уровень вовлеченности населения в интернет (около 44 %), относительно невысокая платежеспособность украинцев, отсутствие развитой клиентской базы – все это и некоторые другие факторы оказывают прямое воздействие на формирование рынка.
 
Стартап-проекты Украины нацелены на внутреннего потребителя и значительно уступают по масштабности проектам из России, Азии и США, что делает невозможным их применение на международном уровне.
 
Некоторые украинские компании, работающие в данной сфере, разрабатывают проекты преимущественно для зарубежных потребителей, используя Украину лишь в качестве «стройплощадки». Также в Украине очень слабо развито венчурное инвестирование. Большинство предпринимателей предпочтет сегодня купить готовый бизнес с оборотом, нежели инвестировать в какие-либо инновации. Для примера: в 2010 году в США венчурные инвестиции составили 27 миллиардов долларов, в Европе – 5 миллиардов, в России - 0,5 миллиарда. В Украине эта цифра едва достигла двадцати миллионов. Еще одним фактором, тормозящим развитие рынка стартапов в Украине, является несовершенное законодательство.
 
Оценивая имеющуюся на сегодняшний день ситуацию, можно сделать вывод о том, что рынок стартапов в Украине определяется высоким потенциалом и практически полным отсутствием конкуренции. В США, например, любая сфера ведения бизнеса встречает новичка в лучшем случае десятком конкурентов. Отсутствие конкуренции позволяет сегодня открывать в Украине новые интересные проекты с минимальным риском.
 
Проблемы, с которыми сталкиваются начинающие стартаперы
 
-       Низкая квалификация некоторых IT-компаний – чревато финансовыми потерями и существенными временными затратами;
-       Работа с фрилансерами. Довольно часто начинающие стартаперы, стараясь сэкономить, обращаются к фрилансерам. Такой подход может привести к тому, что недобросовестный фрилансер заберет задаток и пропадет, прихватив с собой интересную идею стартапера;
-       Недостаток опыта для создания собственного отдела;
-       Отсутствие средств для обращения в крупную IT-компанию;
-       Отсутствие опыта для обеспечения прибыльности стартап-проекта.
 
В итоге исследования AB Design высказывает некоторую огорченность сегодняшним состоянием рынка стартапов в Украине. Однако, учитывая перспективы развития и высокий потенциал данного направления, у всех нас есть  надежда на скорый рост данной сферы.


Марина Теренько
по материалам исследования AB Design
https://bizrating.com.ua/

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга