Мобильные кофейни испытывают давление со стороны властей.

Информация
Мобильные кофейни испытывают давление со стороны властей.

07.08.2012

Данный перспективный бизнес с минимальными вложениями стал привлекать все больше внимания со стороны чиновников и властей. Ожидаемо все это вылилось в головную боль для предпринимателей. В преддверии Евро-2012 столичные чиновники объявили войну мобильным кофейням. Для этого нового для Украины бизнеса разработают свой пакет разрешений, а пока такого пакета нет - решили просто убрать кофейни с улиц. В итоге работа многих торговцев на этой неделе была заблокирована. Под давлением общественности чиновники все же пошли на попятный, заявив, что формально запрет на работу кофеен отсутствует. Такое затишье - не надолго, говорят предприниматели и готовятся к новому раунду войны за бизнес.

Зачистка под Евро

До проведения Евро-2012 столичные автокофейни работали относительно спокойно. Рынок быстро рос, предприниматели особого давления не испытывали - даже в случае возникновения претензий удавалось договориться с проверяющими. Но накануне чемпионата ситуация накалилась. Чиновники вдруг решили, что мобильные кофейни имеют полулегальный статус, который нужно немедленно урегулировать. В Госавтоинспекции заявили, что автомобильные кофейни должны согласовывать места своего размещения и получать соответствующие разрешения. Сами предприниматели утверждают, что никаких специальных разрешений для этого вида бизнеса не нужно.

По словам председателя правления Ассоциации мобильных кофеен Виталия Бяльского, эту информацию официально подтвердили в Минэконоимики. Кроме того, автокофейни не подпадают под юрисдикцию ГАИ в вопросе размещения, так как являются автомобилями, а не передвижными торговыми пунктами. И привязка автокофеен к конкретному адресу торговли невозможна ввиду специфики бизнеса. Есть претензии к кофейням и у Госгорпромнадзора - он сомневается в безопасности используемого оборудования. По словам чиновников, большая часть мобильных кофеен использует бытовые баллоны с газом, которые представляют угрозу, особенно в местах массового скопления людей. Операторы утверждают, что заправляют баллоны на специализированных заправках, где они проверяются и проходят аттестацию, а их сотрудники проходят специальное обучение.

Временный запрет

По мере приближения Евро-2012 городские власти уделяли мобильным кофейням все больше внимания. Как рассказал Виталий Бяльский, 1 июня в КГГА было проведено совещание, на котором чиновникам было поручено до 8 июня подготовить и согласовать полный пакет документов, необходимых для легальной работы мобильных кофеен. А пока перечень документов не утвержден, некоторые чиновники предлагали просто убирать кофейни с улиц эвакуаторами, говорит Бяльский, который присутствовал на совещании.

Подобные действия абсолютно противозаконны, уверен он: "Для того, чтобы это сделать, нужны веские основания, а так это - самая настоящая кража, уголовное преступление". Временное задержание автомобиля (в том числе путем эва­куации) согласно ст. 265-2 Кодекса административных правонарушений Украины производится в только в определенных случаях, в частности, при наличии неисправностей, несоответствии номерных знаков, управлении автомобилем в нетрезвом состоянии и ненадлежащей перевозке опасных грузов.

По истечении двух недель после совещания чиновники так и не утвердили пакет необходимых документов. Но в первых числах июня на сайте территориального управления Госгорпромнадзора по Киеву и Киевской области появилось сообщение о запрете деятельности автокофеен на время Евро-2012, якобы для обеспечения безопасности в местах массового скопления людей, в частности, в фан-зонах. Данное сообщение стало руководством к действию для представителей власти, говорит Бяльский. "Мы сегодня (13 июня) штурмом брали свои места - боролись с работниками ГАИ и милиции. Они нам беспочвенно препятствовали открывать машины, блокировали их своими машинами, не указывая, на каком основании это делается", - сообщил он.

Бяльский отмечает, что многие чиновники руководствуются положениями распоряжения КГГА N914 от 31 мая, согласно которому автокофейни якобы включены в перечень средств передвижной мелкорозничной торговой сети*, расположение которых в Киеве четко определено в документе. Хотя стоит отметить, что термины "автокофейня", "мобильная кофейня" или, скажем, "торговля с автомобиля" в упомянутом распоряжении не содержатся. (*В перечень включены: автомагазины, автокафе, авторазвозки, автоцистерны, лавки-автоприцепы, тачки, низкотемпературные лотки-прилавки, разноски, лотки, столики).

Мобильным кофейням предлагают дать статус временных сооружений, говорит представитель ассоциации, а такой статус предпринимателей не устраивает. "Если мы - временное сооружение, то мы уже не автомобиль, не мобильная кофейня, а ларьки, с которых торгуют. Весь смысл мобильности тогда теряется", - возмущается Бяльский. Предпринимателям предлагают внести в бюджет города средства на добровольной основе, взамен они получают справку, где указано функциональное назначение временного сооружения и место его размещения (по адресу, установленному КГГА), комментирует положения документа КГГА Алексей Бусаев, заместитель предправления ассоциации.

Предприниматели сами нанесли визит в Госавтоинспекцию, где их попросили сначала получить документ разрешительного характера в КГГА, а потом с ним приходить в ГАИ. А в горадминистрации посоветовали владельцам автокофеен подавать документы на размещение в качестве МАФов. "Мы не можем признать себя МАФами - временными сооружениями. Если контролирующие органы спросят: где ваше временное сооружение, то мы будем вынуждены сказать, что это - наш автомобиль, но ведь это - абсурд", - говорит Бусаев. Активные действия операторов рынка по отстаиванию своих прав все же вынудили властей пойти на попятный. 13 июня на сайте Генпрокуратуры появилось сообщение, что размещенное ранее территориальным управлением Госгорпромнадзора сообщение о временном запрете деятельности мобильных кофеен является недостоверным. Это, по словам прокуратуры, привело к искажению общественного мнения относительно действий органов власти и оказания ими давления на бизнес при проведении финальной части Чемпионата Европы.

На сегодняшний день отраслевая ассоциация пытается посредством лоббистов внести изменения в законодательство, чтобы поставить все точки над "i". Предприниматели предлагают учесть опыт европейских стран, где операторы автокофеен получают специальное разрешение, так называемую стрит-лицензию. При этом автокофейни неизменно классифицируются не как МАФы, а как автомобильные средства, с которых ведется торговля, что подразумевает большую свободу действий и простое оформление.

Франшизы кофеен.



Дмитрий Говдя

http://liga.net

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга