Продажа бизнеса в Киеве и Киевской области: рынок в эпоху коронавируса

Информация
Продажа бизнеса в Киеве и Киевской области: рынок в эпоху коронавируса

29.09.2020

 

Рынок продажи готового бизнеса Киева претерпел значительные перемены после вспышки коронавируса. Количество желающих купить бизнес заметно уменьшилось для множества сфер предпринимательства. Однако в целом ряде других сфер спрос наоборот заметно вырос.

 

Хотите лучше понять, что собой представляет киевский рынок продажи бизнеса? Найдите себя среди других участников рынка

 

Как эпидемия коронавируса повлияла на столичный рынок купли - продажи бизнеса

 

Мы уже писали о том, как осуществляется продажа бизнеса в Украине в кризис.

Чтобы понять, насколько велики оказались перемены столичного рынка, следует условно поделить продаваемый бизнес на 4 категории.

 

Это бизнес, который после вспышки эпидемии:

 

1. Стал более инвестиционно-привлекательным.

Это в первую очередь бизнес в сфере доставки, онлайн-бизнес, "dark-kitchen", предприятия, где основная работа осуществляется сотруудниками удаленно, любой гибкий кризисо-устойчивый бизнес. Реальная рыночная стоимость таких предприятий по понятным причинам пошла вверх.

2. Стал менее инвестиционно-привлекательным.

Прежде всего, это туристические компании, практически весь сегмент HoReCa, частично ритейл, некоторые отдельные сферы производства и сферы услуг. К сожалению, огромная доля продавцов такого бизнеса живет прошлым, продавая по прежней, "доковидной", цене, и заводя таким образом продажу в тупик. Продавцы любят ссылаться на дальнюю ретроспективу, показывая покупателю докризисные цифры достигнутого бизнесом успеха и позиционируя всё это в качестве главного элемента ценообразования; естественно, покупатели такой точки зрения разделять не могут, избирая предложения с адекватным ценообразованием. Инвесторы занимают выжидательную позицию по отношению к этому сегменту рынка, либо готовы на приобретение с серьезным дисконтом.

3. Остался без изменений спроса.

Доля таких предприятий совсем не велика в общей массе выставляемых на продажу, поскольку мало какой бизнес прямым или косвенным путем не претерпел перемен вследствие эпидемии и финансового кризиса.

4. Бизнес, который прекратил своё существование, активы распродаются по ликвидационной стоимости.

Преимущественно это рестораны, кафе, ивент-агентства, свадебный бизнес и пр.

 

Рассмотрим несколько сфер деятельности, перемены  в которых проявили себя ярче всего.

 

Столичный арендный бизнес

 

После введения карантина освободилось много офисов и помещений, сдаваемых в аренду. При этом в 2020-м в Киеве продолжалась активная застройка офисной недвижимостью. Так, только в первом полугодии было построено 7 офисных центров общей площадью 69 тыс.м². На фоне введения новых арендных площадей и освобождения старых по естественным причинам арендные ставки поползли вниз, нередко перешагивая через 20% долю. Часть арендодателей вынужденно позволяет арендаторам отсрочить платежи, чтобы позволить бизнесу адаптироваться к карантину.

Соответственно, и сам арендный бизнес в основной своей массе перестал быть настолько доходным, как это было ранее, а потому и сместился в цепочке приоритетов инвесторов.

 

МАФы - не настолько привлекательный для покупателей бизнес в Киеве, как это было ранее 

 

Последние несколько лет можно наблюдать, как коммунальщиками постепенно сносится огромное количество столичных МАФов (средства передвижной торговли, киоски, торговые клетки и прочие малые архитектурные формы). В августе 2020 г. по причине отсутствия проекто-разрешительной документации было снесено 492 МАФа.

 

МАФы. ОЛХ. Помощь

 

Супер-популярный ранее бизнес, который не требовал больших вложений на открытие, сейчас ознаменован огромным риском ликвидации. Спрос в этой сфере сильно упал, а стоимость продаваемого бизнеса преимущественно снизилась.

 

Рестораны, кофейни, стритфуд Киева

 

После смягчения карантина не открылись 14% киевских ресторанов. В общей сложности в течение лета 2020 г. в столице было открыто несколько десятков новых заведений, однако количество закрытых исчисляется сотнями. Рестораны и развлекательные заведения не могут работать ночью.  Жизненно-важное значение приобрело наличие у заведений летних площадок, а также наличие доставки. Огромная доля заведений, владельцы которых никогда не допускали мысли о введении доставки, запустили сервис доставки заказов уже в первые месяцы карантина. Для множества ресторанов именно наличие востребованного сервиса онлайн-заказа и доставки определяет, выживет бизнес или нет. Передовым решением для формирования потока заказов на доставку является внедрение бота доставки. Естественно, и сам бизнес с подобной диверсификацией способен существенно прибавить в стоимости.

Особую популярность сейчас приобретают фуд-траки с едой на вынос. Некоторые предприниматели также пытаются освоить новый формат бизнеса - продажу фаст-фуда водителям автомобилей в пробках.

 

шаурма

 

 

Фитнес - клубы

 

Поскольку Киев находится в "оранжевой" зоне, во всем городе запрещена деятельность спортзалов, кроме заведений, которые в состоянии обеспечить плотность не более 1 чел./10м². Фитнес-клубы находятся вне сферы основных интересов покупателей готового бизнеса.

 

Парикмахерские и салоны красоты

 

Эта категория отчасти потеряла былую инвестиционную привлекательность весной 2020 г., когда были введены ограничения на заполянемость таких заведений. Однако со снятием ограничений парикмахерские и салоны красоты начали быстро восстанавливаться с последующим эффектом отложенного спроса.

 

 

Гостиничный бизнес

 

Объекты размещения (хостелы, турбазы) попадают под действие ограничений, за исключением гостиниц, которые могут продолжать свою деятельность. Однако с началом эпидемии показатели заполянемости столичных гостиниц и без того заметно упали.

 

Онлайн-бизнес

 

Онлайн-сфера оживлена не только её повышенной востребованностью во время эпидемии, но также ожидающимся наплывом IT-компаний из Беларуси. Сейчас в онлайн вынужденно интегрируются даже те компании, которые об этом никогда ранее не задумывались. При этом, среди тех компаний, которые выставляются на продажу, не мало прибыльных и успешных. Например, в Киеве продается группа интернет-магазинов с оборотом 12,6 млн.грн.

 

В чем особенность рынка продажи бизнеса в Киеве 

 

Рынок купли-продажи готового бизнеса Киева демонстрирует активность несопоставимо более высокую по сравнению с другими крупнейшими городами Украины. Чем это обусловлено? В первую очередь тем, что Киев является не только экономическим и политическим центром, но также занимает доминирующее положение в социальной, культурной и научно-образовательной жизни страны.

В отдельности сами по себе факторы прохождения финансовых потоков, населённости, развития промышленности и т.д. ещё не обеспечивают лучшие возможности для запуска и развития своего дела. Именно синергетический эффект взаимодействия перечисленных выше составляющих создаёт в Киеве наиболее благоприятные условия существования малого бизнеса.

По итогам 2019 г. в столице зафиксирована деятельность 101 862 предприятий, 95,9% из которых - это малый бизнес. Ежедневно в Киеве выставляются на продажу сотни этих предприятий, и практически все они относятся к малому бизнесу.

По статистике БизРейтинга, каждый второй бизнес, проданный через наш ресурс, находится в столице.  Из года в год наибольшее количество сделок по продаже бизнеса мы фиксируем именно в Киеве и Киевской области. Появление эпидемии изначально обусловило спад деловой активности, которая теперь возвращается отложенным спросом, предприниматели и инвесторы постепено адаптируются к условиям рынка. Заявок на продажу бизнеса в Киеве на БизРейтинг поступает в 7-8 раз больше чем по любому другому городу из каталога готового бизнеса, в том числе по Харькову, Днепру или Одессе. При этом, одной только численностью населения, целевой аудиторией, это не объясняется. Количество зафиксированных через БизРейтинг сделок по продаже бизнеса непропорционально разнице в населении.

 

 

  

Читайте: Как продавать бизнес в 2020 году

 

Население пяти крупнейших городов Украины:

·         Киев – 2,8 млн. чел.

·         Харьков – 1,4 млн. чел.

·         Одесса – 1,0 млн. чел.

·         Днепр – 0,9 млн. чел.

·         Львов – 0,72 млн. чел.

 

Даже если сделать поправку на время и приток в города внутренних трудовых мигрантов (10-15%), в относительных показателях ничего не меняется. Но есть ещё один фактор, помимо перечисленных в самом начале, который стоит принять во внимание, поскольку он также существенно влияет на статистику рынка. И этот фактор – переезд в Киев и покупка бизнеса.  

Инвестиционные возможности аудитории, способной купить в Киеве недвижимость, позволяют заинтересованным представителям этой очень активной прослойки населения купить готовый бизнес в Киеве или создать его с нуля. О состоятельности и численности данной аудитории можно судить по активности застройщиков и активности инвесторов на вторичном рынке жилой недвижимости столицы.

В I-м квартале 2020 г. Киев получил 25 558 653 тыс.грн. капитальных инвестиций, что составляет 33,2 % общего объема капитальных инвестиций по Украине.

 

Купить бизнес в Киеве: продажа бизнеса из первых рук

 

Преимущественно продается недорогой бизнес, до 50 тысяч долларов. Отсюда и большое количество сделок: дешевый бизнес – много потенциальных покупателей. 

 

 

 

Начиная с 2020 года безработные в Украине согласно программы развития предпринимательства Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства могут получить единовременную денежную помощь в размере до 90 000 грн. на развитие собственного бизнеса. При этом, полученные средства возвращать не нужно. В ряде случаев средства используются в составе накопленного капитала на покупку действующего бизнеса или активов для его открытия. Ежегодно благодаря такой помощи в Киеве свой бизнес открывают тысячи людей.

Естественно, что через год из этих открытых предприятий закроется около 30-35%, и столько же ещё через два-три года. Но часть останется. И какая-то часть по тем или иным причинам обязательно будет выставлена на продажу и найдёт своего покупателя. Покупка бизнеса от первого владельца явление куда более распространённое по сравнению с покупкой бизнеса с целью перепродажи. Это положение не будет меняться ещё долгое время, поскольку в Украине практически нет компаний, которые занимались бы на профессиональном уровне перепродажей бизнеса. Среди частных инвесторов и брокеров подобная деятельность также не распространена в виду высоких рисков и неоднозначных перспектив.

И последнее о чём стоит сказать – это о мотивации предпринимателей.  Сегодня, высокая мотивация вовлечения населения в бизнес вызвана не столько стремлением достичь финансовой независимости, сколько обеспечить себя занятостью и приемлемым уровнем дохода.  То есть в глобальном плане, начинающие предприниматели сегодня имеют дело не с положительной мотивацией, а с отрицательной, которая обладает более сильным потенциалом побуждения к действию.

Количество зарегистрированных и действующих предприятий малого бизнеса ещё не означает качество. И это стоит учитывать. Для развития необходимо обеспечить рост покупательской способности населения, что в свою очередь обусловит рост нагрузки в виде увеличения объема реализованной продукции. Что куда важнее статистики по регистрации новых спд-шников и фоп-ов.

 


 

Обзоры региональных рынков 2020 г.:

Продажа бизнеса в Одессе

Продажа бизнеса в Херсоне

 

 






Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга