Как не нарваться на мошенников при продаже бизнеса?

Информация
Как не нарваться на мошенников при продаже бизнеса?

06.03.2018
 
Мы за последние 10 лет практики неоднократно сталкивались с личностями, которые явно пытались «кинуть» владельца бизнеса, тем или иным способом. Осуществляя переговоры по продаже бизнеса, даже опытному продавцу будет тяжело понять, с кем он имеет дело. Ведь мошенники могут скрываться под видом добросовестных покупателей и долгое время вводить продавца в заблуждение.  
 
 

Наиболее популярные способы мошенничества:

 
Рейдерские захваты, обман при расчетах с продавцом мы рассматривать не будем, об этом можно почитать в наших кейсах. Здесь же расскажем лучше о других, также распространенных, но не таких известных видах обмана продавца.
 
 
аренда площадей
 
 
 
Аренда площадей - покупатель переманивает объект недвижимости у арендодателя в обход продавца, которого выкидывают с прикормленного места и открывают такой же бизнес. Довольно часто бывший арендатор сам входит в долю в новом бизнесе. Полностью застраховаться от такого «кидка» невозможно, поэтому очень желательно не допустить знакомства покупателя с владельцем недвижимости хотя бы до внесения задатка. Кроме того, оптимальным будет иметь долгосрочный договор аренды с указанием штрафных санкций за расторжение по инициативе арендатора.
 
 
 
 
кража кадров
 
 
 
Кража кадров - классический вид мошенничества, когда на рынке не хватает специалистов мошенник под видом покупателя приходит и выясняет, кто работает на предприятии и переманивает персонал, предлагая лучшие условия труда. Как правило, приходит к вам «охотник за головами», а не сам владелец компании-конкурента. Поэтому, на первых встречах учитывайте такую возможность и не оставляйте человека наедине с персоналом. О том, должен ли персонал быть в курсе о том, что бизнес выставлен на продажу можно прочитать в нашей отдельной статье. Оптимальным вариантом может быть проведение первичных переговоров на нейтральной территории. Не стесняйтесь задавать свои вопросы покупателю, чтобы выяснить о нем и его прошлом как можно больше до того, как начнете допускать его к вашему бизнесу. Бизнес брокеру в данной ситуации проще, поскольку он всегда может обосновать свой интерес требованиями и паранойей своего клиента. Реальный покупатель всегда нормально воспринимает такое положение вещей.  
 
 
 
 
клиентская база
 
 
 
Клиентская база - человек заходит в бизнес и под видом предпродажной проверки начинает выяснять как можно больше подробностей, в том числе запрашивает для проверки клиентскую базу. Чтобы не попасться на крючок такого мошенника покажите клиентскую базу, просто открыв ее, чтобы доказать существование. Также можно методом случайного отбора выбрать несколько клиентов, которым в вашем присутствии позвонят и подтвердят наличие того или иного клиента. В любом случае, подписание предварительного договора с внесением задатка практически нейтрализует такой риск, если конечно у вас не настолько уникальная база клиентов, ради которой есть смысл затевать настолько сложные схемы.
 
 
 
 
промышленный шпионаж
 
 
 
Коммерческий шпионаж - воровство технологий. Это более редко встречающийся вариант в текущих условиях. Но для некоторых видов бизнеса он актуален. Даже под видом простой экскурсии могут попробовать украсть секреты работы предприятия. Если решили продать бизнес с ноу-хау, не допускайте к вашим технологиям и разработкам людей, которые могут намеренно собирать информацию для своей выгоды. Также нежелательно оставлять их наедине с особо ценными специалистами до проведения сделки.
 
 
 
мошенник
 
 
 
Недобросовестный контрагент - работает по откровенной мошеннической схеме. Цель такого контрагента заключается в том, чтобы под видом покупки вашего бизнеса заполучить юридическое лицо с доступами и рейтингами компании, чтобы получить значительное количество заказов, которые в будущем он не намерен исполнять. Но тут скорее следует быть осторожным клиентам и партнерам компании, про которую стало известно, что у нее сменился владелец.  Были случаи, когда люди приезжали на склады компаний-партнеров, дающих возможность работать по пост оплате,  забирали весь товар и скрывались в неизвестном направлении. Директор в таком случае – специально подготовленный «сиделец», с которого взять просто нечего. 
 
 

Полезные советы

 
• Привлечение к продаже бизнес брокера/юриста поможет правильно составить договор, собрать необходимый пакет документов и выгодно заключить сделку. 
• Узнайте как можно больше информации о потенциальном покупателе.
• Доступ к ценной информации компании предоставляйте покупателю после подписания договора продажи бизнеса и внесения задатка. 
• Контролируйте бизнес-брокера, чтобы он предоставлял вам всю информацию о будущих покупателях. 
• Используйте службу безопасности для проверки клиентов. 
 
Ознакомившись с видами мошенничества и полезными советами вы сможете узнать недобросовестного покупателя на первых этапах переговоров и обезопасить свой бизнес. 
 




Еще интересные статьи:
Почему любой бизнес можно продать?
Почему любой бизнес можно продать?
Что влияет на стоимость бизнеса?
Что влияет на стоимость бизнеса?
Стоит ли покупать бизнес без опыта?
Стоит ли покупать бизнес без опыта?

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга