Окупаемость, как главный рубикон на рынке готового бизнеса

Информация
Окупаемость, как главный рубикон на рынке готового бизнеса

16.10.2018

Мы уже выяснили что такое окупаемость, но для того, чтобы оценить её роль для рынка готового бизнеса, крайне важным будет получить представление о том, что же представляет собой рынок на сегодняшний день.

Любого покупателя готового бизнеса вполне можно назвать инвестором. Какая главная черта инвестора? Намерение извлечь выгоду (прибыль) в обозначенные сроки. Поэтому, если приобретается некий готовый бизнес, который, к примеру, пусть и не приносит прибыли, в главном расчёте покупателя остаётся намерение извлечь из него выгоду и окупить вложения в обозримые адекватные сроки. Это – единственное абсолютное требование покупателя.

Здесь и следует искать корни наиболее выраженного разделения предложений на рынке готового бизнеса. Как ранее мы уже разбирали, различным категориям покупателей свойственен отбор бизнеса по соответствующим критериям. Для превалирующей категории покупателей этот критерий – окупаемость.

Предположим, вы хотите купить готовый бизнес. Какой бизнес вы бы выбрали: перспективный? интересный? модный? эпатажный? диверсифицированный? отлаженный? или – прибыльный? Если вы остановили свой выбор на последнем варианте – поздравляем, это наиболее важный критерий большинства. Естественно, что не символическая, но высокая прибыль тождественна короткой окупаемости.

Все участники рынка прекрасно понимают, что основная масса его предложений – вялотекущий, проблемный и переоценённый бизнес, да, к тому же, являющийся головной болью для владельцев. Достойные сосредоточенного фокуса покупателей предложения наличествуют соответствием целому ряду важных критериев, наиболее показательным из которых, опять же, является окупаемость. Если разобраться, то в понятии быстрой окупаемости уже содержится всё наиболее ценное для покупателя: высокая прибыль; отлаженность бизнеса; достаточная прогнозируемость будущих денежных потоков; привлекательная цена.


Сроки окупаемости готового бизнеса


Поскольку рынку готового бизнеса присущи переизбыток предложений и ограниченность спроса, то и определяющим для рынка будет характер превалирующих покупательских приоритетов.

Бизнес неприбыльный или тот, который окупается слишком долго, испытывает в десятки раз меньший спрос, нежели быстроокупаемый. И, если стратегия успешной продажи весьма прибыльного бизнеса предполагает закладывание небольшого дисконта при оценке материальных активов, то при продаже любого другого бизнеса степень такого дисконтирования должна многократно возрастать. Более того: если продавец не в состоянии предоставить высокую инвестиционную привлекательность бизнеса, то основным лейтмотивом покупателя может быть только один вариант: возможность приобретения активов в составе готового бизнеса по ощутимо сниженой стоимости. 

Все предложения рынка можно условно поделить на две весьма отличные друг от друга категории: варианты объективно выгодного вложения средств (быстрая окупаемость) и все остальные. 

Первая категория, представляя собой меньшинство предложений, получает повышенный спрос. Оценка такого бизнеса во многом опирается на доходный подход, что предъявляет высокие требования к предпродажной подготовке. В этом случае покупатель более тщательно проверяет бизнес. Именно здесь становится востребованной работа бизнес-брокера, где ему "есть что считать"; и, разумеется, такой бизнес и наиболее выгодно продавать бизнес-брокеру. 

Вторая категория – тот случай, когда бизнес можно назвать активом, без опасения, что такая характеристика упустит что-то принципиально важное. Такой бизнес получает меньше спроса, а, значит и продавать его значительно сложнее, несмотря даже на то, что в первой категории наличие весомой нематериальной составляющей прибавляет продавцу работы. Если бизнес сложнее продавать, то и прикладывать усилий продавцу приходится больше (чем в сравнении с бизнесом первой категории при прочих равных условиях). Реальная рыночная стоимость подобного бизнеса обычно сопоставима с ликвидационной стоимостью его материальных активов.  
 

В заключение.

При ближайшем рассмотрении рыночной выборки предложений готового бизнеса становится очевидным, что наиболее важным, удобным и показательным критерием в такой выборке будет окупаемость, из которой следует слишком многое.
 




Еще интересные статьи:
Зачем люди продают свой бизнес?
Зачем люди продают свой бизнес?
Какой бизнес лучше всего покупать в маленьком городе?
Какой бизнес лучше всего покупать в маленьком городе?
Можно ли использовать банковский аккредитив или ячейку для расчетов при продаже бизнеса
Можно ли использовать банковский аккредитив или ячейку для расчетов при продаже бизнеса

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга