Продам бизнес "дорого" или когда упадут цены...

Информация
Продам бизнес "дорого" или когда упадут цены...

11.10.2010
Я саркастически улыбаюсь каждый раз, когда вижу в сети объявления о продаже готового бизнеса. Примерно 75% продаваемых предприятий были оценены своими владельцами «с потолка». Запрашивают дурную цену, которую обосновать практически нереально… Я не буду в данной статье рассматривать оставшиеся 25% (когда причина продажи бизнеса не связана с внутренними проблемами), поскольку именно они и не дают рынку окончательно впасть в кому.
 
Периодически в средствах массовой информации и на сайтах бизнес-брокеров встречаются никем не подтверждаемые заявления о том, что кризис пройден, инвесторы оживились, и цены на действующий бизнес вот-вот пойдут вверх. Притягивают за уши отдельные примеры сделок, чтобы  оправдать выдуманное оживление на рынке.
 
«Продажа бизнеса» по украински.
 
Особенно интересно бывает пообщаться с владельцами бизнеса в Киеве, которые продают не текущую прибыль компании (кстати ее порой вообще нет), а туманные перспективы своего предприятия. При этом просто поражает убежденность продавцов, что за рост прибыли в будущем, покупатель, почему то должен заплатить именно им. Конечно рынок все расставляет на свои места, покупатели не торопятся платить за воздух, но на Киев равняются и остальные регионы.
 
Ведь что делает в первую очередь владелец, перед тем как выставить бизнес на продажу? Он естественно пробует промониторить рынок, сравнить цены, чтобы не дай Бог, не продешевить. Однако точную и подтвержденную информацию о том, за какую сумму было продано аналогичное предприятие, найти практически нереально.
 
Поэтому в качестве ориентира порой выступают цены предприятий, которые уже годами мозолят глаза покупателям и все никак не могут быть проданы. Также свою роль играет наш менталитет и желание не выглядеть глупо в глазах близких и знакомых. А значит, что на всякий случай надо бы добавить процентов 20% к выдуманной цене. А если появится покупатель – всегда ж можно скинуть.
 
Третий фактор, который окончательно добивает шансы быть успешно проданным – это привязка цены бизнеса к стоимости входящей в состав предприятия недвижимости. Это в корне неправильно. Начать с того, что наш рынок недвижимости давно впал в кому. Сделки не идут, просто потому что достоверной цены на рынке нет. И дураков, чтобы покупать по раздутым ценам,  тоже нет.
 
В такой ситуации продажа бизнеса, как источника доходов, должна быть более перспективным делом. Но только в том случае, если в качестве критерия обоснования цены берутся именно текущие доходы. Любой практикующий западный бизнес-брокер скажет, что если в продаваемом бизнесе ликвидационная стоимость его активов выше, чем получаемая прибыль за разумное количество лет, то продавать данный объект следует не как действующий бизнес, а как коммерческую недвижимость. Но это вам скажут на Западе.
 
Случай из практики: У нас вполне можно встретить предложение о продаже бизнеса в виде предприятия с гигантскими площадями по цене, допустим в 5 миллионов. Цена была получена простым умножением площадей на стоимость квадратного метра. Генерируемая данным заводом прибыль составляет всего лишь 20 000 долларов в месяц. Нетрудно подсчитать, что окупаемость вложений в такой вид бизнеса составит примерно 250 месяцев или почти 21 год. Как сказал один пожилой инвестор из Израиля, приехавший посмотреть на объект с похожими финансовыми показателями: «Вы наверное хотите обмануть старого человека. Я столько не проживу, чтобы отбить деньги вложенные в такой бизнес».
 
Чуть не забыл сказать о еще одном «неестественном ограничителе», который просто не позволяет владельцам продаваемого бизнеса снизить цену. Речь идет о уже существующих банковских кредитах. То есть собственник может и рад бы снизить цену до разумного уровня – но ведь ему еще нужно отдать банку долг. А еще и хочется что-то оставить сверху себе.
 
Случай из практики: владелец бизнеса хочет его продать, предприятие загружено на 30%. Причина продажи – существующий банковский кредит съедает практически всю прибыль. Оборотных средств не хватает. В процессе более глубокого изучения всплывает тот факт, что раньше оборотных средств было достаточно – но они все были куда-то успешно выведены и потрачены. Более того – кредиты банку уже около года не погашаются, на эти деньги владелец живет. И живет вполне «сладко» - ездит на Хаммере, дорогие атрибуты, холеная внешность. Стартовая цена продажи включает в себя сумму по кредиту и определенную часть сверху – для компенсации. На предложение просто подарить банку заложенную недвижимость и продолжать работу в съемном помещении – отказ. Естественно, что ни один серьезный бизнес-брокер за данный объект не взялся, поэтому владельцу пришлось обращаться к риэлторам в агентства недвижимости.
 
 Прогноз развития рынка готового бизнеса
 
Несмотря на кризис и общее ухудшение финансового состояния, как рядовых украинцев, так и предпринимателей, цены на готовый бизнес так и не пришли в соответствие с реальным положением дел. Продавцы упорно выдают свой бизнес за конфетку, а покупатель в восьми случаях из десяти видит «мертвое дело» или неэффективно используемую недвижимость.
 
По сути, сейчас ситуация напоминает шахматный цугцванг. Продавцы надеются, что цены вернутся на докризисный уровень, а покупатели просто выжидают. Однако, если на рынке недвижимости такая ситуация может продолжаться длительный период времени, то для действующего бизнеса время играет важную роль.  Ведь любой действующий бизнес – это система, которая взаимодействует с внешним миром. Это как организм. Если организм болен, как это происходит в 75% наших выставленных предприятий – то ему нужно лекарство. Если лекарства нет, а иммунитет не достаточно крепок – то организм погибает.
 
Сейчас трудно спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации, но определенные тенденции уже наблюдаются.
Продавцы надеются на лучшее и болезненно ждут дальнейшего развития. И очень многое будет зависеть от развития экономической ситуации в стране. В любом случае, пока игра идет против продавцов. Бизнес без денежной подпитки – не развивается. А если учесть, что осенью банки пересмотрели свое отношение к должникам – вполне реально спрогнозировать ускоренный переход бизнеса в руки финансовых учреждений за долги. Это первый возможный фактор снижения цен на готовый бизнес. 

Второй фактор – снижение рентабельности во многих сферах бизнеса в связи с подорожанием энергоносителей и сырья.
 
И третий фактор, способный подтолкнуть напрашивающиеся изменения – это введение в действие нового Налогового кодекса. Уже с начала 2011 года целый ряд бизнесов, имевших хоть какую-то прибыльность за счет распределения части денежных потоков на собственные СПД, будет лишен такой возможности и имеет все шансы начать активную «загробную жизнь». Единственное исключение - это сфера интернет-магазинов, 95% которых ранее работали на едином налоге. Учитывая то, что государство пока еще не контролирует обмен электронных денег, вполне можно прогнозировать появление новых специфических схемы приема платежей от покупателей в виде "вебмани" или других подобных электронных валют. Прием денег может осуществляться на кошельки, зарегистрированные в других странах, а затем, после обмена webmoney, деньги вполне могут выводится на карточки в украинских банках.

Это конечно всего лишь прогнозы, но реальное изменение ситуации на рынке готового бизнеса уже не за горами.  



Валерий Чкалов

http://bizrating.com.ua
Еще интересные статьи:
Как правильно рассчитать стоимость бизнеса?
Как правильно рассчитать стоимость бизнеса?
Сколько нужно платить налогов при продаже бизнеса?
Сколько нужно платить налогов при продаже бизнеса?
Почему бизнес нужно продавать быстро
Почему бизнес нужно продавать быстро

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга