Продам бизнес "дорого" или когда упадут цены...

Информация
Продам бизнес "дорого" или когда упадут цены...

11.10.2010
Я саркастически улыбаюсь каждый раз, когда вижу в сети объявления о продаже готового бизнеса. Примерно 75% продаваемых предприятий были оценены своими владельцами «с потолка». Запрашивают дурную цену, которую обосновать практически нереально… Я не буду в данной статье рассматривать оставшиеся 25% (когда причина продажи бизнеса не связана с внутренними проблемами), поскольку именно они и не дают рынку окончательно впасть в кому.
 
Периодически в средствах массовой информации и на сайтах бизнес-брокеров встречаются никем не подтверждаемые заявления о том, что кризис пройден, инвесторы оживились, и цены на действующий бизнес вот-вот пойдут вверх. Притягивают за уши отдельные примеры сделок, чтобы  оправдать выдуманное оживление на рынке.
 
«Продажа бизнеса» по украински.
 
Особенно интересно бывает пообщаться с владельцами бизнеса в Киеве, которые продают не текущую прибыль компании (кстати ее порой вообще нет), а туманные перспективы своего предприятия. При этом просто поражает убежденность продавцов, что за рост прибыли в будущем, покупатель, почему то должен заплатить именно им. Конечно рынок все расставляет на свои места, покупатели не торопятся платить за воздух, но на Киев равняются и остальные регионы.
 
Ведь что делает в первую очередь владелец, перед тем как выставить бизнес на продажу? Он естественно пробует промониторить рынок, сравнить цены, чтобы не дай Бог, не продешевить. Однако точную и подтвержденную информацию о том, за какую сумму было продано аналогичное предприятие, найти практически нереально.
 
Поэтому в качестве ориентира порой выступают цены предприятий, которые уже годами мозолят глаза покупателям и все никак не могут быть проданы. Также свою роль играет наш менталитет и желание не выглядеть глупо в глазах близких и знакомых. А значит, что на всякий случай надо бы добавить процентов 20% к выдуманной цене. А если появится покупатель – всегда ж можно скинуть.
 
Третий фактор, который окончательно добивает шансы быть успешно проданным – это привязка цены бизнеса к стоимости входящей в состав предприятия недвижимости. Это в корне неправильно. Начать с того, что наш рынок недвижимости давно впал в кому. Сделки не идут, просто потому что достоверной цены на рынке нет. И дураков, чтобы покупать по раздутым ценам,  тоже нет.
 
В такой ситуации продажа бизнеса, как источника доходов, должна быть более перспективным делом. Но только в том случае, если в качестве критерия обоснования цены берутся именно текущие доходы. Любой практикующий западный бизнес-брокер скажет, что если в продаваемом бизнесе ликвидационная стоимость его активов выше, чем получаемая прибыль за разумное количество лет, то продавать данный объект следует не как действующий бизнес, а как коммерческую недвижимость. Но это вам скажут на Западе.
 
Случай из практики: У нас вполне можно встретить предложение о продаже бизнеса в виде предприятия с гигантскими площадями по цене, допустим в 5 миллионов. Цена была получена простым умножением площадей на стоимость квадратного метра. Генерируемая данным заводом прибыль составляет всего лишь 20 000 долларов в месяц. Нетрудно подсчитать, что окупаемость вложений в такой вид бизнеса составит примерно 250 месяцев или почти 21 год. Как сказал один пожилой инвестор из Израиля, приехавший посмотреть на объект с похожими финансовыми показателями: «Вы наверное хотите обмануть старого человека. Я столько не проживу, чтобы отбить деньги вложенные в такой бизнес».
 
Чуть не забыл сказать о еще одном «неестественном ограничителе», который просто не позволяет владельцам продаваемого бизнеса снизить цену. Речь идет о уже существующих банковских кредитах. То есть собственник может и рад бы снизить цену до разумного уровня – но ведь ему еще нужно отдать банку долг. А еще и хочется что-то оставить сверху себе.
 
Случай из практики: владелец бизнеса хочет его продать, предприятие загружено на 30%. Причина продажи – существующий банковский кредит съедает практически всю прибыль. Оборотных средств не хватает. В процессе более глубокого изучения всплывает тот факт, что раньше оборотных средств было достаточно – но они все были куда-то успешно выведены и потрачены. Более того – кредиты банку уже около года не погашаются, на эти деньги владелец живет. И живет вполне «сладко» - ездит на Хаммере, дорогие атрибуты, холеная внешность. Стартовая цена продажи включает в себя сумму по кредиту и определенную часть сверху – для компенсации. На предложение просто подарить банку заложенную недвижимость и продолжать работу в съемном помещении – отказ. Естественно, что ни один серьезный бизнес-брокер за данный объект не взялся, поэтому владельцу пришлось обращаться к риэлторам в агентства недвижимости.
 
 Прогноз развития рынка готового бизнеса
 
Несмотря на кризис и общее ухудшение финансового состояния, как рядовых украинцев, так и предпринимателей, цены на готовый бизнес так и не пришли в соответствие с реальным положением дел. Продавцы упорно выдают свой бизнес за конфетку, а покупатель в восьми случаях из десяти видит «мертвое дело» или неэффективно используемую недвижимость.
 
По сути, сейчас ситуация напоминает шахматный цугцванг. Продавцы надеются, что цены вернутся на докризисный уровень, а покупатели просто выжидают. Однако, если на рынке недвижимости такая ситуация может продолжаться длительный период времени, то для действующего бизнеса время играет важную роль.  Ведь любой действующий бизнес – это система, которая взаимодействует с внешним миром. Это как организм. Если организм болен, как это происходит в 75% наших выставленных предприятий – то ему нужно лекарство. Если лекарства нет, а иммунитет не достаточно крепок – то организм погибает.
 
Сейчас трудно спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации, но определенные тенденции уже наблюдаются.
Продавцы надеются на лучшее и болезненно ждут дальнейшего развития. И очень многое будет зависеть от развития экономической ситуации в стране. В любом случае, пока игра идет против продавцов. Бизнес без денежной подпитки – не развивается. А если учесть, что осенью банки пересмотрели свое отношение к должникам – вполне реально спрогнозировать ускоренный переход бизнеса в руки финансовых учреждений за долги. Это первый возможный фактор снижения цен на готовый бизнес. 

Второй фактор – снижение рентабельности во многих сферах бизнеса в связи с подорожанием энергоносителей и сырья.
 
И третий фактор, способный подтолкнуть напрашивающиеся изменения – это введение в действие нового Налогового кодекса. Уже с начала 2011 года целый ряд бизнесов, имевших хоть какую-то прибыльность за счет распределения части денежных потоков на собственные СПД, будет лишен такой возможности и имеет все шансы начать активную «загробную жизнь». Единственное исключение - это сфера интернет-магазинов, 95% которых ранее работали на едином налоге. Учитывая то, что государство пока еще не контролирует обмен электронных денег, вполне можно прогнозировать появление новых специфических схемы приема платежей от покупателей в виде "вебмани" или других подобных электронных валют. Прием денег может осуществляться на кошельки, зарегистрированные в других странах, а затем, после обмена webmoney, деньги вполне могут выводится на карточки в украинских банках.

Это конечно всего лишь прогнозы, но реальное изменение ситуации на рынке готового бизнеса уже не за горами.  



Валерий Чкалов

http://bizrating.com.ua