Роль задатка для проведения сделки купли-продажи бизнеса

Информация
Роль задатка для проведения сделки купли-продажи бизнеса

01.12.2010

Задаток при проведении сделки продажи бизнеса выступает своеобразным защитником для покупателя и продавца, оказывая регулирующее и дисциплинирующее воздействие...

БизРейтинг продолжает публикацию статей в разделе "Продам бизнес". Российский бизнес брокер, Алексей Москвич рассказывает о схемах покупки действующего предприятия на примере проводимых сделок в России. Конечно в Украине ситуация имеет свои нюансы, однако в целом оба государства очень схожи между собой в плане законодательной поддержки рынка готового бизнеса.

За все время существования российского рынка купли-продажи действующих предприятий в нашей стране так и не удалось выработать общепринятые, удобные и комфортные правила осуществления финансовых расчетов по таким сделкам. Государство, устранившееся от нормотворческой деятельности в этом сегменте (но при этом проявляющее повышенную активность в других), по сути, вынуждает участников рынка действовать на свой страх и риск. В результате для владельцев малого, а порой и среднего бизнеса самым удобным видом расчетов до сих пор остается банальный чемодан с «наличкой». Как в плохом кино.

Сегодня в сделках купли-продажи действующего бизнеса все чаще используется процедура задатка, предусмотренная статьями 380 и 381 Гражданского кодекса. По моему глубокому убеждению, именно задаток в наибольшей степени обеспечивает защиту интересов обеих сторон, выступая в роли дисциплинирующего и регулирующего фактора. При осуществлении крупных сделок покупатель, как правило, привлекает «свой» банк (в котором он кредитуется, причем возможно — в том числе и под покупку бизнеса) для хранения задатка на специальном счете или аккредитиве.

В мировой практике давно уже существует такое понятие, как счет «эскроу» (escrow), куда покупатель может зачислить сумму задатка или даже всю сумму сделки, а списание средств будет происходить по мере наступления определенных событий (завершения проверок, получения выписок из реестра, расторжения сделки и т. п.). И если еще несколько лет назад слово «эскроу» в российской банковской среде считалось чем-то вроде диковинки, то сегодня многие кредитные учреждения сами активно продвигают такие услуги. Но есть и известные проблемы.

Обслуживание такого «технического» счета происходит с участием третьего лица — банковского комиссара (своего рода независимого арбитра). А его посредническая миссия настолько дорога, что просто невыгодна при совершении небольших сделок. Да и сама по себе бюрократическая процедура отнимает слишком много времени и энергии.

Для предпринимателей, владельцев предприятий малого и среднего бизнеса, брокерами по продаже компаний разработано несколько вариантов внесения и хранения задатка, учитывающих степень прозрачности сделки и взаимопонимания между договаривающимися сторонами. Но, увы, ни один из этих инструментов не лишен известных недостатков. В случае если покупатель проникся значительным доверием к продавцу (или имеет за спиной поддержку «неформальных» комиссаров на случай утраты этого доверия), задаток может быть сразу перечислен на счет продавца. После завершения сделки внесенная сумма автоматически становится авансом и засчитывается в сумму сделки.

Другой вариант, предполагающий открытие депозитного счета (аккредитива) в банке для хранения задатка, используется довольно редко. Опять-таки из-за вынужденной бюрократической волокиты. Однако основным препятствием здесь оказывается принятая практика государственного регулирования. Ведь власти не прекращают попыток обложить налогом как поступление денег на подобный счет, так и процесс их списания! Поэтому в моей практике были случаи, когда для хранения задатка использовался расчетный счет бизнес-брокерской компании. А один раз я даже выступал в роли поручителя со стороны продавца, то есть принял на себя ответственность по возврату задатка.

Именно отсутствие четких правил вынуждает предпринимателей хранить задаток по старинке, то есть с использованием банковской ячейки. Или же — требовать всю сумму сделки от покупателя наличными. В чемодане. Мотивируется это желанием уменьшить «официальную» сумму продажи компании с целью экономии на подоходном налоге, составляющем 13%.

Однако случаи совершения сделок полностью или частично за наличный расчет постепенно сходят «на нет». Все больше покупателей стремятся приобрести предприятие полностью «по-белому». И даже готовы компенсировать продавцу часть налоговой нагрузки путем увеличения суммы сделки. Существенную проблему представляет также этап сделки, когда закончены все проверки и подписаны договоры купли-продажи долей. Здесь почти всегда возникает конфликт интересов. Покупатель настаивает на том, что произведет оплату только после получения выписки из ЕГРЮЛ, подтверждающей его права на приобретенную компанию. Продавец же, как правило, опасается возникающего риска неуплаты и последующих разбирательств. А потому требует деньги вперед.

До внесения изменений в закон «Об обществе с ограниченной ответственностью», вступивших в силу с 1 января 2010 года, сделка купли-продажи долей в обществе регистрировалась налоговыми органами. Так, в Москве выписку из Реестра юридических лиц знаменитая «сорок шестая» налоговая инспекция выдавала строго на седьмой день после подачи документов, а неправильно оформленные бумаги здесь просто не принимались. В итоге продавцу компании достаточно было представить справку о подаче документов на регистрацию изменений, и — даже недоверчивые покупатели соглашались произвести оплату.

Однако в настоящее время сложилась ситуация, вовсе не способствующая укреплению доверия между сторонами сделки. Обязательная нотариальная регистрация отодвигает дату получения выписок до полутора месяцев. К тому же сам факт заверения сделки нотариусом еще не гарантирует внесения необходимых изменений в ЕГРЮЛ. В моей практике был случай, когда из-за неправильно указанных кодов документы были «завернуты» налоговой инспекцией через месяц после нотариальной регистрации (да, столько времени сейчас занимает «экспедиция» от нотариуса до налоговой!), а участники сделки узнали об этом еще через месяц. При этом немалые деньги, уплаченные за регистрационные действия, так и не вернулись.

Как оказалось, нотариус не отвечает за правильность подготовки подписываемых документов! С учетом повторного оформления сделка растянулась на четыре месяца, а фактически проданная компания все это время находилась в «подвешенном состоянии». Продавцы нервно ждали денег, а покупатели, уже получившие доступ к управлению бизнесом, — необходимых документов, без которых нормальное функционирование компании было невозможно. Просто представьте себя в такой неудобной и двусмысленной ситуации!

Не думаю, что российское государство умышленно или намеренно ставит предпринимателей в столь некомфортные и невыгодные условия. К тому же издержки нового порядка регистрации все же оказываются куда менее значительными, чем выгоды, которые приносит развернутая борьба с рейдерскими захватами (а именно под этим лозунгом поправки и принимались). Разработка прозрачных, понятных правил игры на рынке купли-продажи действующего бизнеса, без всякого сомнения, сделает наших предпринимателей куда более мобильным классом. А может быть, станет еще и вкладом в заявленную руководством страны модернизацию.


Полезная информация: В процессе проверки бизнеса перед покупкой, инвестор зачастую обращает внимание на любые, даже на первый взгляд даже не важные моменты, например - на состояние территории или на въездные ворота. И общее впечатление может испортиться от внешнего вида предприятия. 



Алексей Москвич
Бизнес журнал

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга