Факторы, оказывающие влияние на стоимость компаний.

Информация
Факторы, оказывающие влияние на стоимость компаний.

24.10.2011
В нашем разделе "Продам бизнес" мы регулярно публикуем статьи, который могут помочь нашим читателям в таком нелегком и ответственном деле, как продажа бизнеса.
 
Случайному наблюдателю продаваемые предприятия могут показаться однородной группой, но на практике каждая отрасль уникальна в своем разнообразии. Существует много видов производственных предприя­тий и компаний, оказывающих услуги физическим и юридическим лицам.
 
Большинство из них можно сразу отнести к категории малого бизнеса, и лишь небольшое количество предприятий можно считать достаточно крупными. Некоторые компании имеют узкую специали­зацию, но большинство действующих предприятий оказывает широкий спектр услуг. Также не стоит забывать и о том, что значительный сегмент отрасли составляют компании, работа­ющие по договору франшизы.
 
Согласно маркетинговому исследованию, проведенному специалистами БизРейтинга, рынок готового бизнеса в Украине можно охарактеризо­вать как зрелую, стабильную и разнообразную группу предприятий, в которой большая часть компаний принадлежит физическим лицам или контролируется ими. При этом нельзя с уверенностью сказать, что  большинство предприятий, выставленных на продажу являются рентабельными. Скорее можно утверждать, что в зависимости от отрасли, к которой относится тот или иной готовый бизнес, процент рентабельных компаний может колебаться в пределах от 20% до 60% от их общего количества.
 
Разнообразие типов и размеров компаний, составляющих каждую от­расль на рынке готового бизнеса, исключает возможность применения общей для всех предприятий и имеющей смысл формулы определения цены.
 
Профессиональные бизнес брокеры неоднократно утверждали, в том числе и на страницах портала БизРейтинг о том, что первостепенным критерием покупки бизнеса является наличие денежных потоков у приобретаемого бизнеса. В целом мы согласны с этим утверждением, однако хотели бы добавить от себя еще кое что.
 
Попытки определить стоимость компании на основании одной лишь финан­совой информации подобны попыткам слепца описать слона после того, как он ощупал лишь одну часть тела животного (в нашем случае это будет озна­комление с финансовой стороной дела). Выводы, сделанные в результате этого опыта, можно убедительно отстаивать как точные и основанные на по­лученных данных.
 
В тоже время, описание, составленное зрячим, будет, по всей вероятности, отличаться от описания, сделанного слепцом — и оно бу­дет более точным, поскольку зрячий способен рассмотреть весь объект це­ликом. Будь финансовые отчеты единственной базой для оценки компаний, такую оценку могли бы выполнять студенты первокурсники, получающие образование по бухгалтерской специальности.
 
Однако финансовые отчеты — это не руководства по эксплуатации. В отечественных экономических условиях большую часть финансовых отчетов можно сравнить с детекти­вами, которые обычно порождают больше вопросов, чем ответов. Финансо­вые отчеты и данные обретают смысл и отражают подлинные возможности объекта оценки и его стоимость только после того, как оценщик вникнет в деятельность компании, поймет особенности и ее рыночной пиши и клиенту­ры, а также выявит преимущества, которыми обладает компания на рынке, ее уникальные возможности, сильные и слабые стороны руководящего пер­сонала и сотрудников, среду, в условиях которой существует компания, ус­ловия конкуренции на рынке и т. д.
 
Поэтому, вместо того, чтобы еще раз рассказывать о том, как важна прибыльность продаваемого бизнеса, БизРейтинг предлагает владельцам предприятий сосредоточить свое вни­мание на других факторах, которые очень существенно сказываются на стоимости компаний. Таких факторов всего четыре, но от каждого из них может зависеть как сама возможность продажи бизнеса, так и конечная цена сделки.
 
Итак, основные факторы, влияющие на цену компании:
 
  1. Своевременность принятия решения о продаже компании.
  2. Типы покупателей, которые могут заинтересоваться вашим бизнесом.
  3. Возможности компании и различные факторы риска покупателя.
  4. Субъективное восприятие бизнеса в глазах покупателя.



БизРейтинг
Еще интересные статьи:
Какой бизнес труднее всего продать?
Какой бизнес труднее всего продать?
Как телевизор мешает нам добиться успеха
Как телевизор мешает нам добиться успеха
От чего зависят сроки продажи бизнеса
От чего зависят сроки продажи бизнеса

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга