Факторы, оказывающие влияние на стоимость компаний.

Информация
Факторы, оказывающие влияние на стоимость компаний.

24.10.2011
В нашем разделе "Продам бизнес" мы регулярно публикуем статьи, который могут помочь нашим читателям в таком нелегком и ответственном деле, как продажа бизнеса.
 
Случайному наблюдателю продаваемые предприятия могут показаться однородной группой, но на практике каждая отрасль уникальна в своем разнообразии. Существует много видов производственных предприя­тий и компаний, оказывающих услуги физическим и юридическим лицам.
 
Большинство из них можно сразу отнести к категории малого бизнеса, и лишь небольшое количество предприятий можно считать достаточно крупными. Некоторые компании имеют узкую специали­зацию, но большинство действующих предприятий оказывает широкий спектр услуг. Также не стоит забывать и о том, что значительный сегмент отрасли составляют компании, работа­ющие по договору франшизы.
 
Согласно маркетинговому исследованию, проведенному специалистами БизРейтинга, рынок готового бизнеса в Украине можно охарактеризо­вать как зрелую, стабильную и разнообразную группу предприятий, в которой большая часть компаний принадлежит физическим лицам или контролируется ими. При этом нельзя с уверенностью сказать, что  большинство предприятий, выставленных на продажу являются рентабельными. Скорее можно утверждать, что в зависимости от отрасли, к которой относится тот или иной готовый бизнес, процент рентабельных компаний может колебаться в пределах от 20% до 60% от их общего количества.
 
Разнообразие типов и размеров компаний, составляющих каждую от­расль на рынке готового бизнеса, исключает возможность применения общей для всех предприятий и имеющей смысл формулы определения цены.
 
Профессиональные бизнес брокеры неоднократно утверждали, в том числе и на страницах портала БизРейтинг о том, что первостепенным критерием покупки бизнеса является наличие денежных потоков у приобретаемого бизнеса. В целом мы согласны с этим утверждением, однако хотели бы добавить от себя еще кое что.
 
Попытки определить стоимость компании на основании одной лишь финан­совой информации подобны попыткам слепца описать слона после того, как он ощупал лишь одну часть тела животного (в нашем случае это будет озна­комление с финансовой стороной дела). Выводы, сделанные в результате этого опыта, можно убедительно отстаивать как точные и основанные на по­лученных данных.
 
В тоже время, описание, составленное зрячим, будет, по всей вероятности, отличаться от описания, сделанного слепцом — и оно бу­дет более точным, поскольку зрячий способен рассмотреть весь объект це­ликом. Будь финансовые отчеты единственной базой для оценки компаний, такую оценку могли бы выполнять студенты первокурсники, получающие образование по бухгалтерской специальности.
 
Однако финансовые отчеты — это не руководства по эксплуатации. В отечественных экономических условиях большую часть финансовых отчетов можно сравнить с детекти­вами, которые обычно порождают больше вопросов, чем ответов. Финансо­вые отчеты и данные обретают смысл и отражают подлинные возможности объекта оценки и его стоимость только после того, как оценщик вникнет в деятельность компании, поймет особенности и ее рыночной пиши и клиенту­ры, а также выявит преимущества, которыми обладает компания на рынке, ее уникальные возможности, сильные и слабые стороны руководящего пер­сонала и сотрудников, среду, в условиях которой существует компания, ус­ловия конкуренции на рынке и т. д.
 
Поэтому, вместо того, чтобы еще раз рассказывать о том, как важна прибыльность продаваемого бизнеса, БизРейтинг предлагает владельцам предприятий сосредоточить свое вни­мание на других факторах, которые очень существенно сказываются на стоимости компаний. Таких факторов всего четыре, но от каждого из них может зависеть как сама возможность продажи бизнеса, так и конечная цена сделки.
 
Итак, основные факторы, влияющие на цену компании:
 
  1. Своевременность принятия решения о продаже компании.
  2. Типы покупателей, которые могут заинтересоваться вашим бизнесом.
  3. Возможности компании и различные факторы риска покупателя.
  4. Субъективное восприятие бизнеса в глазах покупателя.



БизРейтинг