25.10.2011
Принятие решения по поводу продажи действующей компании — непростой процесс, сопряженный с эмоциональными переживаниями. Из-за этого большое количество владельцев зачастую не в силах принять решение самостоятельно, так что данная работа ложится на плечи других людей (например, консультантов).
БизРейтинг составил мини рейтинг наиболее популярных причин
продажи бизнеса. Хотим сразу от себя добавить, что как правило одной причиной дело не обходится, поэтому при проведении переговоров с продавцом бизнеса нужно постараться выявить весь комплекс причин, чтобы впоследствии не искать "подводные камни" там где их нет. Ряд причин покупатель сможет проверить достаточно легко. но увы не все.
Наиболее часто озвучиваемые причины продажи бизнеса:
- Плохое состояние здоровья (болезнь)
- Усталость от бизнеса, выход на пенсию
- Развод супругов, разногласия с партнерами-учредителями бизнеса
- Недостаток оборотных средств для развития
- Сокращение объема продаж
- Существующие кредитные обязательства
- Переезд в другую страну (популярно в последнее время)
- Плохие отношения с властями
- Бизнес изначально был создан на продажу
- Высвобождение времени для развития другого бизнеса
Исходя из опыта работы на рынке купли-продажи бизнеса, можно сказать, что плохое состояние здоровья, развод, сокращение объема продаж, нехватка оборотного капитала или финансовых ресурсов для расширения бизнеса, требования кредиторов и плохие отношения с работниками очень часто являются симптомами того, что владельцу следовало бы продать компанию, но он не может своевременно на это решиться.
Ничто не остается неизменным. Стечением времени бизнес меняется, как меняется и его владелец. В конце концов, требования и потребности бизнеса вступают в конфликт с перспективами и навыками собственника. Чем-то надо пожертвовать. Что будет принесено в жертву — личная жизнь и здоровье владельца или бизнес? Или, возможно, и то, и другое? Оказавшись неспособным принять решение типа "
продам бизнес", владелец позволяет принять это решение за него. Результатом этого обычно становится продажа компании по причине возникновения трудностей у владельца или развала бизнеса.
В тех случаях, когда владелец слишком долго тянет с принятием решения относительно продажи своего бизнеса, единственными покупателями, которых он может привлечь, являются отраслевые покупатели — т.е., покупатели из числа уже работающих в данной отрасли, иными словами, владельцы других аналогичных предприятий. К сожалению, такие покупатели обычно платят минимальные цены. Исследование, проведенное по внутренней базе
БизРейтинга показало, что при
покупке бизнеса владельцы других аналогичных компаний платят, в сущности, только за стоимость активов приобретаемых компаний.
Данные, которые мы получаем в ходе работы на рынке готового бизнеса показывают, что на каждое проданное малое предприятие приходится три закрывшихся бизнеса! Означает ли это, что 75% всех существующих компаний просто закрываются, а не продаются? Подозреваем, что именно так и происходит, а причина этого, как мы полагаем, состоит в том, что владельцы слишком долго остаются в своем бизнесе. Неважно, насколько хороша деловая хватка у людей, занимающихся бизнесом; дайте только срок — и деловая хватка превратится в мертвую.
БизРейтинг