Продажа бизнеса: полезные советы.

Информация

15.09.2009
1. Если вы все же решили расстаться с вашим предприятием, начните с определения конкурентных преимуществ вашего бизнеса. При этом следует учесть как финансовую, так и другие, не менее важные составляющие: общие тенденции рынка, положение предприятия на рынке действующего бизнеса в настоящее время и его перспективы на посткризисном этапе.
 
2. Изучив рынок и верно оценив его перспективы, можно выбрать оптимальное время продажи компании. Например, если ожидается выход на рынок крупного конкурента, то с реализацией вашего предприятия лучше поторопиться, так как новый игрок, скорее всего, сможет снизить доли других участников. Не проданный вовремя бизнес может значительно упасть в цене. Если же на рынке наступил временный спад, а в будущем ситуация должна измениться в лучшую сторону или ожидается приход крупного инвестора, заключение крупного контракта, получение лицензии и т. д., правильной стратегией будет отложить продажу.
 
3. Систематизируйте и приведите в порядок договорную базу, кадровое делопроизводство. Сделайте то, что постоянно откладывали из-за текучки: например, полную инвентаризацию имущества, сверку дебиторской задолженности с контрагентами, расчистку складов и т.п.
 
4. Реально оцените ваш бизнес. Узнайте стоимость аналогичного бизнеса, на рынке, уделите время изучению динамики цен, чтобы не попасть впросак, затягивая процесс продажи из-за первоначального назначения нереально высокой цены. Проведите первичный маркетинговый анализ на рынке услуг предпродажной подготовки бизнеса и, при необходимости (для действующих предприятий с начальной стоимостью от 500 тыс. долларов и выше) пригласите на помощь опытных финансовых консультантов.
 
5. Запомните: для оперативной и в то же время корректной оценки бизнеса и прогнозирования будущих доходов необходима информация по управленческому учету как минимум за три предыдущих года. И это не только данные общей отчетности, но и документы, подтверждающие цифры выручки и затрат компании.
 
6. Оценивайте стоимость не только бизнеса в целом, но и его отдельных активов, вполне возможно, что бизнес выгоднее будет продавать не целиком, а частями. Это особенно актуально для многопрофильных предприятий, производственных фирм и компаний, обладающих разветвленной сетью филиалов.
 
7. Подготовьте все необходимые документы для продажи бизнеса (финансовую отчетность, уставные документы, бизнес-план и т.д.). Если компания существует довольно долго, то потребуются и старые выписки из госреестра юридических лиц, справка об оплате уставного капитала, данные о регистрации выпуска акций (для ЗАО), протоколы общих собраний, договоры уступки долей. Если какие-либо бумаги не сохранились, их надо заранее восстановить.
 
8. Дополнительной головной болью могут стать сведения об учредителях и генеральном директоре компании. Часто бывает, что общество с ограниченной ответственностью зарегистрировано на номинального учредителя (например, если покупалась готовая фирма). Хорошо, когда это подставное лицо доступно и вы сможете предствить его нотариусу и налоговикам. В противном случае вы не сможете продать бизнес путем переуступки доли в обществе и обеспечить значительную экономию на налогах.
 
9. Особой проблемой может стать подтверждение прав на станки, оборудование и имущество - вплоть до компьютеров и офисной мебели. В целях оптимизации налога на имущество большинство предпринимателей берут на баланс меньшую часть основных средств, предпочитая псевдолизинг или сдачу их в аренду своей же компании от подставных лиц. Все документы, подтверждающие эти отношения должны быть своевременно пригодотовлены, а при необходимости — и переоформлены на новых партнеров.
 
10. Продумайте оптимальную схему продажи бизнеса. Какой она будет: публичной или конфиденциальной? Повредит ли открытая информация о продаже вашему бизнесу или нет? Если повредит, то проводите сделку в режиме строгой секретности, если нет, то размещайте информацию о продаже во всех специализированных средствах массовой информации — серьезных печатных изданиях, ориентированных на потенциальных инвесторов и профильных интернет-порталах.
 
11. Поговорите о продаже бизнеса со своими поставщиками и клиентами. Возможно, что среди них найдется желающий приобрести ваше предприятие, заплатив за него привлекательную цену. В этом случае сделка будет обоюдовыгодной, а вы избавитесь от необходимости тратить свое время и силы на переговоры с десятком потенциальных покупателей, а свои деньги — на проверку реальной платежеспособности.
 
12. Конкурентам предлагайте покупку вашего бизнеса только в крайнем случае и ведите с ними переговоры только через посредника. Если конкуренты будут знать о ваших планах заранее, это может сильно повредить вашему бизнесу еще до его продажи.
 
13. Оповестите ваших поставщиков и клиентов о смене собственника бизнеса. Для подготовки и проведения сделки пригласите профессионального юриста или воспользуйтесь услугами соответствующих квалифицированных юристов бизнес-брокерской компании. Проводите все переговоры только в его присутствии.
 
14. Не вступайте в контакт с криминалитетом и людьми, кажущимися вам подозрительными. Внимательно читайте все документы, предлагаемые вам на подпись. Все они должны быть в двух экземплярах один для продавца, другой для покупателя, на каждой странице документа должна быть подпись покупателя и продавца, последняя страница должна быть заверена печатями обеих сторон.
               
        Удачной продажи!


Денис Стрельцов


Еще интересные статьи:
Как прописать обязательство о неконкуренции после продажи бизнеса
Как прописать обязательство о неконкуренции после продажи бизнеса
Зачем люди продают свой бизнес?
Зачем люди продают свой бизнес?
Как защититься от шпионажа при продаже бизнеса?
Как защититься от шпионажа при продаже бизнеса?

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга