Продажа бизнеса: полезные советы.

Информация

15.09.2009
1. Если вы все же решили расстаться с вашим предприятием, начните с определения конкурентных преимуществ вашего бизнеса. При этом следует учесть как финансовую, так и другие, не менее важные составляющие: общие тенденции рынка, положение предприятия на рынке действующего бизнеса в настоящее время и его перспективы на посткризисном этапе.
 
2. Изучив рынок и верно оценив его перспективы, можно выбрать оптимальное время продажи компании. Например, если ожидается выход на рынок крупного конкурента, то с реализацией вашего предприятия лучше поторопиться, так как новый игрок, скорее всего, сможет снизить доли других участников. Не проданный вовремя бизнес может значительно упасть в цене. Если же на рынке наступил временный спад, а в будущем ситуация должна измениться в лучшую сторону или ожидается приход крупного инвестора, заключение крупного контракта, получение лицензии и т. д., правильной стратегией будет отложить продажу.
 
3. Систематизируйте и приведите в порядок договорную базу, кадровое делопроизводство. Сделайте то, что постоянно откладывали из-за текучки: например, полную инвентаризацию имущества, сверку дебиторской задолженности с контрагентами, расчистку складов и т.п.
 
4. Реально оцените ваш бизнес. Узнайте стоимость аналогичного бизнеса, на рынке, уделите время изучению динамики цен, чтобы не попасть впросак, затягивая процесс продажи из-за первоначального назначения нереально высокой цены. Проведите первичный маркетинговый анализ на рынке услуг предпродажной подготовки бизнеса и, при необходимости (для действующих предприятий с начальной стоимостью от 500 тыс. долларов и выше) пригласите на помощь опытных финансовых консультантов.
 
5. Запомните: для оперативной и в то же время корректной оценки бизнеса и прогнозирования будущих доходов необходима информация по управленческому учету как минимум за три предыдущих года. И это не только данные общей отчетности, но и документы, подтверждающие цифры выручки и затрат компании.
 
6. Оценивайте стоимость не только бизнеса в целом, но и его отдельных активов, вполне возможно, что бизнес выгоднее будет продавать не целиком, а частями. Это особенно актуально для многопрофильных предприятий, производственных фирм и компаний, обладающих разветвленной сетью филиалов.
 
7. Подготовьте все необходимые документы для продажи бизнеса (финансовую отчетность, уставные документы, бизнес-план и т.д.). Если компания существует довольно долго, то потребуются и старые выписки из госреестра юридических лиц, справка об оплате уставного капитала, данные о регистрации выпуска акций (для ЗАО), протоколы общих собраний, договоры уступки долей. Если какие-либо бумаги не сохранились, их надо заранее восстановить.
 
8. Дополнительной головной болью могут стать сведения об учредителях и генеральном директоре компании. Часто бывает, что общество с ограниченной ответственностью зарегистрировано на номинального учредителя (например, если покупалась готовая фирма). Хорошо, когда это подставное лицо доступно и вы сможете предствить его нотариусу и налоговикам. В противном случае вы не сможете продать бизнес путем переуступки доли в обществе и обеспечить значительную экономию на налогах.
 
9. Особой проблемой может стать подтверждение прав на станки, оборудование и имущество - вплоть до компьютеров и офисной мебели. В целях оптимизации налога на имущество большинство предпринимателей берут на баланс меньшую часть основных средств, предпочитая псевдолизинг или сдачу их в аренду своей же компании от подставных лиц. Все документы, подтверждающие эти отношения должны быть своевременно пригодотовлены, а при необходимости — и переоформлены на новых партнеров.
 
10. Продумайте оптимальную схему продажи бизнеса. Какой она будет: публичной или конфиденциальной? Повредит ли открытая информация о продаже вашему бизнесу или нет? Если повредит, то проводите сделку в режиме строгой секретности, если нет, то размещайте информацию о продаже во всех специализированных средствах массовой информации — серьезных печатных изданиях, ориентированных на потенциальных инвесторов и профильных интернет-порталах.
 
11. Поговорите о продаже бизнеса со своими поставщиками и клиентами. Возможно, что среди них найдется желающий приобрести ваше предприятие, заплатив за него привлекательную цену. В этом случае сделка будет обоюдовыгодной, а вы избавитесь от необходимости тратить свое время и силы на переговоры с десятком потенциальных покупателей, а свои деньги — на проверку реальной платежеспособности.
 
12. Конкурентам предлагайте покупку вашего бизнеса только в крайнем случае и ведите с ними переговоры только через посредника. Если конкуренты будут знать о ваших планах заранее, это может сильно повредить вашему бизнесу еще до его продажи.
 
13. Оповестите ваших поставщиков и клиентов о смене собственника бизнеса. Для подготовки и проведения сделки пригласите профессионального юриста или воспользуйтесь услугами соответствующих квалифицированных юристов бизнес-брокерской компании. Проводите все переговоры только в его присутствии.
 
14. Не вступайте в контакт с криминалитетом и людьми, кажущимися вам подозрительными. Внимательно читайте все документы, предлагаемые вам на подпись. Все они должны быть в двух экземплярах один для продавца, другой для покупателя, на каждой странице документа должна быть подпись покупателя и продавца, последняя страница должна быть заверена печатями обеих сторон.
               
        Удачной продажи!


Денис Стрельцов