Что скрывает продавец бизнеса: на что обращать внимание

Информация
Что скрывает продавец бизнеса: на что обращать внимание

08.01.2013

Предприниматели, которые приняли решение купить бизнес, как правило, новички и не имеют опыта участия в подобных сделках. Чем пользуются недобросовестные продавцы и стараются умолчать или и вовсе скрыть недоработки или дефекты своего бизнеса, что зачастую имеет плачевные последствия для покупателя.  

В последнее время также появился определенный тип предпринимателя, для которого производство и продажа  действующего бизнеса поставлены на конвейер, но на выходе мы получаем, как правило, дефектный и нежизнеспособный продукт. Сама среда и наличие на рынке большого количества некондиционного продукта подталкивает к принятию решительных мер и ведению жесткой политики отбора и проверки бизнеса выставленного на продажу, что позволит принять продуманное и справедливое решение в отношении цены и прочих условий сделки.

Среди объектов, выставленных на продажу даже в пределах одного крупного города, может быть довольно много небольших однотипных и до безобразия похожих друг на друга предприятий, из одной отрасли, со схожим комплектом оборудования, предоставляющих идентичные услуги или выпускающих однотипную продукцию далеко не лучшего качества и появившиеся в одном временном промежутке. Этот процесс может быть как спланированным и организованным одной компанией или группой лиц, так и стихийным, спровоцированный ростом спроса на определенный вид продукции или услуг. Так повышенным спросом в любое время года пользуется летняя резина в виду масового применения и практичности, что повлекло за собой широкое распространение шинных центров и магазинов шин и автозапчастей.

Продавец помимо привлекательной цены и прочих  условий сделки, может даже предлагать вариант  покупки бизнеса в рассрочку или лизинг, поддержку, обу­чение персонала и прочее. То есть, делает такое предложение, от которого очень трудно отказаться, и найти заранее какой либо заметный подвох. И первое время новоявленный владелец бизнеса пребывает в некой эйфории от покупки, но разочарование подстерегает его только через довольно продолжительное время, когда он обнаруживает в непосредственной близости аналогичные конкурирующие предприятия.  Но сама структура и построение его бизнеса не позволяет эффективно вести конкурентную борьбу без значительных инвестиций в развитие своего предприятия.

Также немало важно обратить внимание на наличие в районе вашей деятельности не только аналогичного мелкого бизнеса, но также и крупных предприятий из вашей сферы деятельности, либо определить не находиться ли этот регион в их поле зрения, иначе Вы рискуете потерять свой бизнес в неравной конкурентной борьбе. То есть, необходимо заблаговременно выяснить наличие в поблизости прямых конкурентов и вероятность появления таковых в будущем. Ясное дело, что о существовании подобного фактора риска продавец вряд ли захочет вам сообщить.

Опыт учит нас, что тиражировать бизнес следует после того, как все процессы будут полностью отлажены и достигнуты устойчивые показатели роста. Но отечественный предприниматель ждать не привык и зачастую приступает к размножению и продаже бизнеса еще на стадии его становления, когда, по сути, умножать и продавать под видом бизнеса можно одни лишь недоработки и убытки. Это возможно исключительно только в тех отраслях, где могут свободно конкурировать сотни и даже тысячи аналогичных бизнесов.

Для достижения высокого уровня инвестиционной привлекательности, бизнес должен уверенно стоять на ногах и иметь устойчивые рыночные позиции, а на это требуются целые годы успешной деятельности кампании. Отсюда следует одна из  самых распространенных ошибок продавцов бизнеса, а именно чрезмерно завышенная цена объекта продажи, выставленная в силу эмоционального фактора, то есть, привязанности к своему детищу, либо рассчитанная на простое русское «авось».  Но вероятность и успех сделки главным образом зависят от того, какой доход будет генерировать бизнес в будущем, и насколько обоснованы эти показатели. Поэтому обязательно следует обратить внимание на эти факторы и обеспечить тщательную проверку покупаемого предприятия для избегания неприятных сюрпризов и установлению справедливой цены за бизнес.

Для этого заручитесь поддержкой бизнес-брокера, который хорошо разбирается в нюансах построения и ведения данного бизнеса. Вы можете найти нужного вам человека даже в среде своих друзей и знакомых, не исключено что среди них найдется собственник или руководитель схожего предприятия. А вот категорический отказ от консультаций и стремление справится своими силами, скорее всего, приведет либо к срыву сделки, а что еще хуже, значительно увеличит риск банкротства приобретенного бизнеса на протяжении первого же года деятельности.

В обязательном порядке требуйте от собственника предоставления полной и исчерпывающей информации об объекте продажи, характеристику и состояние помещений, состояние оборудования, условия аренды, рынок сбыта и прочее. И если собственник стремиться утаить что-либо или вовсе не хочет предоставлять ключевую информацию даже под гарантией соглашения о неразглашении информации стоит серьезно задуматься о целесообразности дальнейшего сотрудничества.

Не стоит исключать вероятность того, что именно этот регион или район просто не подходит для успешного развития и роста вашего бизнеса по целому ряду причин и показателей (отсутствие сырьевой базы, отсутствие спроса, высокий уровень конкуренции, тяжелая демографическая ситуация и так далее). Наряду с этим стоит изучить кредитную историю предприятия, его репутацию среди деловых партнеров, поставщиков и клиентов. Именно они являются достоверным источником, из которого покупатель сможет узнать о честности и принципах продавца, а  возможно и об истинном положении дел на самом предприятии.

Внимательно изучите и проанализируйте данные финансовой отчетности хотя бы за предыдущие три года деятельности компании. Не будьте слишком беспечны и оптимистичны в составлении прогноза будущих доходов, это является одной из классических ошибок покупателей бизнеса, и основной причиной неудач многих начинающих предпринимателей. Пусть Вас не опьяняют обещания продавца о золотых горах, а размер прогнозируемого дохода сократите на треть – эти показатели будут гораздо ближе к действительности, чем обещанные.  

Все вышеперечисленные меры предосторожности направлены на определение и раскрытие скрытых продавцом отрицательных факторов влияющих на стоимость бизнеса, которые могут привести к значительным убыткам или и вовсе к банкротству купленного предприятия в ближайшем будущем. Либо цена бизнеса будет намного выше его реальной стоимости, и покупатель сам не ведая того заплатит слишком высокую цену, а отдача будет минимальна и приведет к значительному увеличению срока возврата инвестиций или невыплате по кредитам взятым под покупку бизнеса и тому подобное. Как видите, оценка и покупка малого бизнеса дело рискованное и сложное, но посильное, если быть предельно осторожным и внимательным, тщательно продумывая свой каждый шаг. Никогда не знаешь, что на самом деле скрывает приветливая улыбка продавца, поэтому стоит прислушаться к народной мудрости, которая гласит: «Доверяй, но проверяй».



Роман Бондаренко
БизРейтинг
Еще интересные статьи:
Какой бизнес лучше всего покупать в маленьком городе?
Какой бизнес лучше всего покупать в маленьком городе?
Какие налоги платят при продаже бизнеса?
Какие налоги платят при продаже бизнеса?
Зачем люди продают свой бизнес?
Зачем люди продают свой бизнес?

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга