Продажа бизнеса. Простые рекомендации

Информация
Продажа бизнеса. Простые рекомендации

11.02.2013

БизРейтинг решил повторно вернуться к рекомендациям по продаже бизнеса для новичков. Подробнее с данным вопросом можно ознакомиться в других статьях раздела "Продам бизнес".

Если вы решили продать свой бизнес, вас можно поздравить с достижением высокого профессионального уровня. Такое желание говорит о том, что вы относитесь к бизнесу не как к делу всей жизни, а исключительно как к высоколиквидному активу. Именно это выдает в вас зрелого собственника, знающего цену своей работе. Продажа бизнеса не представляет ничего сложного. Но только для того, кто уже сталкивался с этим и знает порядок купли-продажи. А если дело продается новичком, столкнувшимся с этим впервые, может появиться несколько проблем: бизнес может быть продан дешевле своей реальной стоимости, срок продажи может быть неоправданно увеличен и т.д. Нижеприведенные советы помогут справиться с проблемами, сопутствующими продаже бизнеса и сэкономить на этом средства и время. 

 

Страх идти до конца

 Довольно часто случаются ситуации, при которых собственник продаваемого бизнеса готов к сделке, но подсознательно испытывает страх перед продажей. Такой продавец будет всячески оттягивать момент продажи, даже осознавая важность стоимости сроков продажи своего бизнеса. Подобный владелец не предпринимает активных шагов, неохотно участвует в переговорах с потенциальными покупателями и рассуждает следующим образом: "Продам – хорошо. Не продам – ничего страшного, в другой раз удастся". Но вся проблема в том, что "другого раза" может попросту не быть! В результате такой бездеятельности будет упущено самое дорогое – благоприятный для продажи бизнеса момент. Если решение принято, то не стоит тянуть – нужно активно работать, нацеливаясь на достижение положительного результата.

Бывает и наоборот: собственник бизнеса решается на продажу в неподходящее для этого время. Решается потому, что устал, накопилось раздражение от дел и нервотрепки. Такому собственнику необходимо отправиться в отпуск. причем отправиться, оборвав хотя бы на неделю все контакты. такой отдых позволит абстрагироваться, сбросить важность и принять верное решение в отношении своего бизнеса.

 

Такие разные… покупатели

 Бизнес нельзя назвать простым товаром. Согласно статистики нашего портала, гораздо чаще продаются не заводы и фабрики, а небольшие предприятия в сфере услуг, например туристические агентства. Поэтому и покупатели на такой товар – тоже люди не самые простые. И разные.

Покупателей бизнеса можно условно разделить на две категории: финансовые инвесторы и инвесторы стратегические. Покупатели первого типа заинтересованы в первую очередь в прибыли, приносимой предприятием, в ее росте. Стратегические инвесторы наибольший интерес испытывают не столько к доходам, приносимым бизнесом, сколько к положению бизнеса на конкретном  рынке, имеющиеся в организации специалисты, отношения с партнерами и т.д.

Таким образом, покупая бизнес, каждый человек преследует собственные цели, являющиеся разными для всех. то есть и оценивать бизнес каждый покупатель будет "со своей колокольни". Если вам повезет найти своего покупателя – человека, для которого он наиболее ценным будет именно то, что наиболее развито на вашем предприятии, то вам удастся выручить от продажи бизнеса максимум прибыли. Например, если покупатель заинтересован в расширении уже имеющегося у него бизнеса, он будет осматривать торговый зал, оценивать поток покупателей. Если же покупателя интересует доход, приносимый бизнесом, то для него самое главное – бухгалтерские отчеты. А вот если покупателем является бизнесмен, покупающий бизнес (например, салон красоты) для своей супруги, то главным критерием покупаемого дела будет "нравится" или "не нравится".

 

 Прихорашиваемся

 Итак, вы определились с покупателем и ясно представляете себе, на что этот человек будет обращать свое внимание. Теперь вам необходимо подготовить бизнес к продаже, то есть немного его "причесать" – выделить преимущества и минимизировать имеющиеся недостатки. Как владельцу бизнеса вам будет непросто найти недостатки, на которые человек со стороны обратит внимание. Также непросто определить преимущества, на самые явные из них вы просто уже не обращаете внимания, принимая как должное. Если привлечение экспертов-оценщиков для вас дорого, можно просто пригласить знакомого, который смог бы свежим взглядом оценить обстановку на вашем предприятии.

Помимо "косметического ремонта" предприятия можно задуматься о небольшой оптимизации (производства, управления и т.д.), которая смогла бы повысить инвестиционную привлекательность бизнеса. Обычно небольшие вложения способны принести ощутимое увеличение стоимости бизнеса. 

 

Болтун – находка для нечестного покупателя

 Любой человек, решившийся купить бизнес, всегда рассматривает возможность начать его с нуля. Как правило, затраты и в том, и в другом случаях примерно сопоставимы. Малый и средний бизнес – это не завод, который необходимо несколько лет проектировать, строить и выводить на плановую мощность. В малом бизнесе прибыль во многом зависит не от рейтинга компании или ее показателей, а от профессионализма персонала, связей менеджеров, их опыта. Особо хитрый бизнесмен может все тщательно изучить,  открыть аналогичный бизнес с нуля, а затем переманить к себе ваш персонал, оставив вас в дураках.

Продавая бизнес, не получится обойтись без рассказа о собственном предприятии покупателю, однако такие рассказы не должны содержать в себе никаких секретов и не должны раскрывать ваших "фишек", при помощи которых вы сумели развить свое предприятие. будьте предельно осторожны. 

 

А, может, не продавать?

 Продаже бизнеса предшествует немало мероприятий, направленных на его улучшение. Это необходимо для того, чтобы получить от сделки максимальную выгоду.

Если все сделано правильно, то привлекательность (а, может, и доходность) бизнеса станут значительно выше. По статистике, порядка трети продавцов бизнеса, улучшивших его для более выгодной продажи, в конечном итоге отказались от сделки, решив оставить бизнес себенастолько он стал хорош. Это нормальная ситуация. она показывает, что вы видите пути дальнейшего развития своего дела, что оно имеет некоторый потенциал.

Если вы раздумаете продавать свое предприятие, не стоит расстраиваться – вы всегда спеете продать его позднее, выручив большую выгоду. Главное – не упустите наиболее подходящий момент для заключения сделки. Внимательно оцените обстановку, анализируйте все аспекты бизнеса, взвесьте все "за" и "против" и только потом принимайте единственно верное решение.



Марина Онищук
БизРейтинг
http://bizrating.com.ua/