Зачем готовить бизнес к продаже?

Информация
Зачем готовить бизнес к продаже?

23.09.2009
... Такое отношение может быть оправдано лишь в том случае,когда речь идет о владельцах так называемого «микробизнеса», где порой достаточно навести порядок в учредительных и правоустанавливающих документах.
 
Основной мотивацией при продаже компаний является желание владельца получить справедливую цену, включающую премию за вложенные в бизнес моральные и физические силы, потраченное время, порой — за отданные лучшие годы жизни. А добиться этого только за счет надлежащей подготовки бизнеса к продаже довольно затруднительно.
 
Если вы хоть раз в жизни занимались продажей собственного автомобиля, то наверняка знаете, что для получения желаемой цены мало навести внешний лоск. Необходима замена изношенных узлов и агрегатов, регулировка, зачастую — приведение в порядок документов. Для определения цены вы наверняка изучали предложения о продаже автомобилей той же марки и с тем же пробегом, что и ваш. И вы знаете, что затраты на приведение «железного коня» в порядок себя оправдают. Похожие мероприятия проводятся и при предпродажной подготовке бизнеса. Качественная подготовка предприятия к продаже занимает довольно много времени и требует личного участия владельца компании.
 
Рекомендую для начала определиться с составом продаваемого объекта: какие юридические лица, помещения (или права аренды), оборудование и имущество, нематериальные активы вы предлагаете к продаже. Конечно, наибольшую цену можно получить, договорившись продать бизнес вместе со всеми активами (за исключением неликвидов и просроченных обязательств), персоналом, поставщиками и заказчиками.
 
Далее целесообразно провести полноценную экспертизу имеющихся учредительных, правоустанавливающих, разрешительных и других документов, регламентирующих деятельность компании. Если у вашего юриста нет опыта подобной работы, лучше обратиться к специалисту, который не только укажет на имеющиеся недостатки, но и поможет их устранить, а также разработает юридически корректную схему отчуждения бизнеса и оптимизации налоговых выплат.
 
Конечная цель предпродажной подготовки — определение стоимости бизнеса, максимально учитывающей его активы, финансовое состояние, деловую репутацию, пожелания продавца и предпочтения инвесторов. Как видите, это уравнение со многими неизвестными, а решающее значение в конечном итоге будут иметь именно предпочтения инвесторов по срокам возврата вложенного капитала.
 
Поэтому сравнительный подход к оценке должен стать основным. К сожалению, рынок купли-продажи действующих предприятий малого и среднего бизнеса непрозрачен, и вряд ли вы найдете в открытом доступе сравнительные данные о продажах. Ищите аналитика, имеющего опыт работы в вашей отрасли и собственную базу данных.
 
Успех сделки закладывается именно на стадии оценки, потому что изначально завышенная цена может сделать объект просто непродаваемым. Для более точного определения цены обязательно используется и доходный подход, однако ему присваивается меньший по отношению к сравнительному вес.
 
Необходимо также понимать, что правильную оценку невозможно получить без изучения конкурентной среды и перспектив развития рыночной ниши, в которой работает компания. Окончательная цифра должна учитывать и сезонный фактор, и желаемое время экспозиции (период от выставления бизнеса на продажу до внесения задатка покупателем).
 
Было бы наивно полагать, что достаточно заявить о продаже вашего замечательного бизнеса — и будет обеспечен поток потенциальных покупателей. Найти покупателя, «подходящего по всем статьям» — довольно трудная задача. Специалисты выделяют четыре основные группы покупателей малого и среднего бизнеса, которые отличаются друг от друга по требованиям к состоянию дела, его составу, цене, условиям сделки, сохранению персонала и т. п.
 
Поэтому необходимо нарисовать так называемый «портрет потенциального покупателя»: частный это инвестор или инвестиционный фонд, отраслевой конкурент или стратегический партнер, бизнес-ангел или поглотитель — и на основании этого разработать стратегию действий. В дальнейшем в нее могут вноситься коррективы, однако она обязательно должна быть — если не на бумаге, то хотя бы в голове у продавца (консультанта).
 
Уровень открытости и доступности информации о компании также определяется при предпродажной подготовке. Необходимо четко знать, как вы будете дозировать и защищать конфиденциальную информацию, ведь иногда сам факт выставления именно вашего бизнеса на продажу может сыграть на руку конкурентам или внести разброд в ряды лояльных клиентов и сотрудников. В зависимости от этого разрабатывается план коммуникационной кампании, определяющий перечень мероприятий по продвижению предложения о продаже.
 
Конечным этапом предпродажной подготовки является составление инвестиционного меморандума и других презентационных материалов, предназначенных для ваших потенциальных инвесторов.
 
Предпродажная подготовка, скорее всего, потребует много времени и сил. Однако пытаться сэкономить на этом этапе вряд ли разумно.


Алексей Москвич