Продолжается публикация цикла статей, направленных на продажу собственного малого бизнеса самостоятельно и без посредников. Для начала следует подробно расписать схему и последовательность действий, которые будут предприниматься продавцом.
В целом, весь процесс продажи бизнеса можно разбить на два основных этапа: на этап предпродажной подготовки и собственно, саму продажу. Если вкратце описать логику действий продавца, то получается следующая картина. Вначале, принимается решение о продаже бизнеса, затем бизнес всесторонне подготавливается к продаже. Только после этого осуществляется поиск покупателя и уже в зависимости от полученных результатов, стоит приступать к организации и проведению сделки.
Почему это необходимо делать именно в такой последовательности и к каким последствиям может привести нарушение этой схемы будет рассказано в следующих публикациях.
Схема самостоятельной продажи бизнеса.
Этап предпродажной подготовки.
1. Принятие решения о продаже бизнеса
анализ причин, целесообразности и затрат на продажу бизнеса
ответ на ключевые вопросы. Окончательно решение о продаже.
выбор способа продажи: через брокера или самому.
2. Подготовка бизнеса к продаже
2.1 Определение цены продажи:
расчет стоимости бизнеса по экспресс-методике
оценка бизнеса доходным, затратным и сравнительными методами
принятие итогового решения о цене продажи
2.2. Предпродажная подготовка бизнеса:
проверка готовности бизнеса к продажи с помощью ключевых критериев
составление плана действий предпродажной подготовки
2.3. Подготовка необходимых инструментов продажи:
составление инвестиционного меморандума
составление развернутого коммерческого предложения
разработка рекламной компании
Этап продажи бизнеса.
3. Поиск покупателя
3.1 Проведение рекламной компании:
размещение объявлений в Интернете на специализированных досках, размещение заявок у брокеров, СМИ, рассылка коммерческого предложения
3.2. Работа с потенциальными покупателями:
ответы на звонки и письма по e-mail
проведение встречи-презентации на самом объекте
оценка рисков, проведение последующих переговоров
4. Организация и проведение сделки.
определение порядка проведения проверки бизнеса покупателем
подготовка договора купли-продажи бизнеса
заключение договора и получение аванса или задатка