Шаг № 4: Определение цены продажи бизнеса.

Информация
Шаг № 4: Определение цены продажи бизнеса.

25.12.2009

Продолжая нашу серию пошагового руководства по продаже собственного бизнеса, мы подходим к очень важному моменту – определению обоснованной цены продажи.  На предыдущем этапе мы путем ответа на ряд ключевых вопросов определяли… , насколько будет реально продать бизнес  и есть ли резон этим вообще начинать заниматься.  Теперь же требуется рассчитать сумму, за которую ваш бизнес может быть продан в приемлемые сроки.

 

Ни для кого не секрет, что 2009 год внес свои коррективы в стоимость готового бизнеса. Конечно же, каждое конкретное предприятие упало в цене совершенно по разному. На кого-то кризис повлиял сильнее, кому то кризис оказался только на руку. Но в среднем, рыночная стоимость бизнеса по сравнению с летом 2008 года снизилась в диапазоне  от 30 до 70%. Мнения у бизнесменов и специалистов рынка сходятся в одном – конечной цены сейчас на рынке нет. Покупатель готов заплатить одну цену, продавец мечтает о другой сумме – а вот уже сегодняшнюю  рыночную цену можно будет увидеть только при условии, что стороны смогут прийти к компромиссу и закрыть сделку.

 

Профессиональные брокеры уверены, что будущий год будет очень похож на 2009 год. Кризис не закончится так же резко, как он начинался, поскольку для этого нет особых предпосылок. Экономика так и не оздоровилась, население до сих пор не прочувствовали тяжелых последствий всерьез. Государство всеми силами переводит данную болезнь в вялотекущую хроническую форму. А значит, что слабые предприятия, которые сегодня рассчитывают дотянуть до лучших времен – не смогут этого сделать. 

 

Поэтому, владелец бизнеса должен трезво взглянуть на ситуацию по своему предприятию с точки зрения пессимистического варианта развития событий. Есть ли смысл бороться с ветряными мельницами и оттягивать возможную смерть предприятия? Или стоит выставить бизнес на продажу и получить за него определенную сумму сразу и без головной боли о будущем? Возможно, что сумма будет меньше, чем вам предлагали за ваш бизнес 2 года назад, но ведь и ситуация также изменилась.  Если в перспективе ваш бизнес даст вам за год, например, не больше 50 000 долларов – может, есть смысл продать его за 100 000, тем самым сэкономив себе два года жизни?

 

Конечно же, приведенный выше пример – слишком обобщающий. Оценивать  готовый бизнес следует не только с точки зрения его доходности. Но в любом случае, завышенной ценой вы сегодня просто отпугнете любого покупателя.  
Время легких денег прошло. Сегодня, при определении цены бизнеса, важным моментом является срок его продажи. Чем значительнее цена предложения отличается в большую сторону от  рыночной, тем больше срок продажи.

 

Каким же образом можно определить «справедливую» цену продаваемого бизнеса?

 

Специалисты (бизнес брокеры)  в области оценки бизнеса пользуются тремя основными подходами: доходным, затратным и сравнительным. Каждый из этих подходов позволяет оценить бизнес с разных сторон, поэтому итоговая цена получается путем сопоставления результатов оценки  между собой.

 

·         Доходный подход – основывается на данных о прибыли, которую приносил бизнес в прошлом. Рассчитывается прогноз о будущих прибылях и на его основании делается заключение о стоимости бизнеса.

 

·         Затратный подход – если говорить доступным языком , данный подход позволяет рассчитать, сколько сегодня стоит создать такой же бизнес, без учета его нематериальных активов (бренда, репутации и персонала).

 

·         Сравнительный подход – основываясь на данных о проведенных сделках с аналогичными бизнесами, рассчитывается текущая стоимость с учетом различных коэффициентов.

 

 

Здесь следует отметить, что  60% инвесторов в первую очередь смотрят на  экономику вашего бизнеса, поскольку их интересует возврат  вложенных денег. Поэтому, если цена бизнеса, полученная затратным подходом, превышает в несколько раз цену доходного подхода, то разумнее будет позиционировать объект продажи не как бизнес, а как целостный имущественный комплекс.

 

 



Валерий Чкалов
БизРейтинг
http://bizrating.com.ua

Еще интересные статьи:
Почему купить бизнес выгоднее, чем открывать его с нуля?
Почему купить бизнес выгоднее, чем открывать его с нуля?
От чего зависят сроки продажи бизнеса
От чего зависят сроки продажи бизнеса
Лизинг оборудования: в чем выгода для предпринимателя?
Лизинг оборудования: в чем выгода для предпринимателя?

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга