Что такое окупаемость?

Информация
Что такое окупаемость?

13.07.2018

Окупаемость является одним из наиболее часто используемых понятий в среде продажи готового бизнеса. Однако, несмотря на повсеместность его использования, сплошь и рядом встречаются прецеденты некорректного толкования понятия окупаемости, именно поэтому мы и подготовили эту статью.

Окупаемость – это сроки возврата вложенных средств.

Это абсолютно точное определение в виду своей максимальной лаконичности универсально, однако в зависимости от сферы применения понимание понятия окупаемости дополнительно должно учитывать обстоятельства соответствующего контекста (об этом - ниже).
 
Поскольку окупаемость - это срок, она не может приобретать такие качества, которые ей часто присваиваются в виду финансовой неграмотности: "высокая окупаемость", "хорошая окупаемость" и т.д. Окупаемость, может быть короткой или длинной.

Точка окупаемости – момент, когда общий объем сгенерированной чистой прибыли становится больше всех инвестиций (либо стоимости бизнеса).

Окупаемость – максимально простой, универсальный, и при этом, отбрасывая частное, наиболее важный итоговый показатель деятельности любого готового бизнеса или инвестиции.

Разберем понятие окупаемости в различных аспектах применения и по пути затронем его ключевые свойства.
 
 
 

Понятие окупаемости в различных сферах применения


1. Окупаемость в бизнесе не для продажи


В случае, когда бизнес создается "с нуля" и в дальнейшем продолжает свою работу без какой-либо необходимости продажи или привлечения инвестора, предприниматель, конечно, задается вопросом, в какие сроки ему удалось "отбить затраты". Собственно, правильное понимание объемов понесенных затрат (которое есть далеко не всегда) и способно указать на определенный временной отрезок. Тем не менее, изыскания в подобных соображениях имеют мало общего с подлинной "стерильной" окупаемостью, о которой речь пойдет ниже при разборе готового бизнеса и франчайзинга. 

Создавая и развивая бизнес не для продажи, предприниматель, исходя из своих же интересов, вкладывает средства на долгосрочную перспективу. Большинство собственников стремится к формированию мощного плацдарма для уверенного развития бизнеса на годы вперед, что далеко выходит за рамки понятия "основных расходов", вне которых окупаемость теряет своё значение.

По этой причине в оценках понесенных финансовых и временных затрат предприниматели в большинстве случаев приходят к приблизительным диапазонам, а не к конкретным числовым значениям. За невозможностью полностью вычленить влияние мероприятий долгосрочного развития, выводы о той или иной окупаемости в подобных случаях приобретают исключительно приблизительный и, при этом, частный характер. Таким образом, употребление понятия окупаемости здесь достаточно условно.

Строго говоря, окупаемость – величина не персонифицированная и не призванная только лишь для того, чтобы отразить чей-то опыт; вся суть и весь смысл термина окупаемости теряется без возможности проецирования на внешнего субъекта – покупателя бизнеса, инвестора, будущего партнера и т.д.
 

2. Окупаемость в готовом бизнесе на продажу


 
Если речь идет о продаже готового бизнеса, то понятие окупаемости становится исключительно эмпирическим, то есть опирающимся на данные, полученные опытным путем. Готовый бизнес по определению имеет сложившуюся финансовую историю, в этом свете манипулирование абстрактными цифрами способно дискредитировать всю стратегию продажи.


Значимость и повсеместность использования понятия окупаемости в обиходе участников рынка даже многократно выше, нежели ROI (соотношение вложенных средств к доходности/убыточности бизнеса), или понятие рентабельности, или каких бы то ни было прочих показателей коммерческой эффективности бизнеса. 

Именно как степень преобладания сгенерированных финансовых потоков над инвестиционными финансовыми потоками (стоимость бизнеса), окупаемость может выступить для покупателя своеобразной лакмусовой бумажкой, незамедлительно демонстрирующей степень привлекательности предложения, без необходимости глубокого ознакомления с бизнесом. 

Фактически, окупаемость с учетом стоимости выступает итоговым показателем результативности всех ретроспективных бизнес-процессов и качества управления.

Следует отметить, что в более половины (!) случаев указанные продавцом сроки окупаемости не соответствуют действительности, однако, как правило, это можно достаточно быстро выявить.

В основной своей массе участники рынка, оперируя с понятием окупаемость, не учитывают фактора временной ценности денег. А ведь об этом знал ещё Леонардо Пизанский (Фибоначчи) в ХII в., говоря, что «Сумма, полученная сегодня, больше той же суммы, полученной завтра». Поскольку некорректно просто суммировать денежные величины, относящиеся к различным периодам времени, в оценке эффективности долгосрочных бизнес проектов должен применяться метод дисконтирования денежных потоков.
 

3. Окупаемость в инвестиционных проектах


В инвест-предложениях окупаемость и ROI – наиболее важные показатели. 

Необходимой предпосылкой для проведения выгодных инвестиций является точный долговременный прогноз, но практически всегда эта точность носит весьма условный характер. Инвестирование – по определению достаточно рискованная деятельность, как правило, предполагающая создание нового продукта, выход на новый рынок или освоение доли на рынке уже существующем. В этих условиях всяческие прогнозы в своём фундаменте имеют множество допущений (преимущественно касающихся конъюнктуры рынка и предполагаемой востребованности продукта). В отличие от готового бизнеса, который имеет за плечами историю доходов и расходов (а значит можно делать точные прогнозы), в инвест-проектах больше гипотетических, нежели апостериорных цифр. И при этом, инвестиционным проектам и в особенности стартапам присуща несравненно большая динамика (меньше стабильности) и больше риск-факторов.  
 
 
Соотношение затрат к ROI

 
И если готовый действующий бизнес вполне справедливо рассматривать как готовый конечный продукт, то инвест-проект или стартап при такой точке зрения можно назвать продуктом на стадии становления. В готовом действующем бизнесе практически всегда понятно, потребуются дополнительные вложения после покупки, или нет. В прямых инвестициях вполне типична ситуация, когда, вразрез с первичным прогнозом, неизбежно приходится вливать дополнительные средства.

Вот и получается, что при сравнении с готовым бизнесом, в инвестициях прогнозы будущих денежных потоков уже не имеют настолько прочной основы и, помимо этого, на несколько порядков выше вероятность появления необходимости дополнительных вложений, тогда как в готовом бизнесе те же инвестиции (цена) равны константе.

С окупаемостью – также как с прогнозами – нет достаточного основания за счет опосредованности сильновыраженной многофакторностью.
 

4. Окупаемость во франчайзинге


Следует признать, что приводя те или иные сроки окупаемости, не каждый франчайзер по-настоящему честен или корректен.

Если приводится определенный срок, то он должен усреднённо отражать работу всех франчайзинговых точек, либо, если таковых не имеется, - работу всех собственных точек, но в этом случае франчайзи должен понимать, что есть существенные отличия в работе собственных точек франчайзинговой компании и партнерских точек. 

Приводит ли франчайзер действительно усреднённые значения – обычно определить очень просто, но мало кто из потенциальных франчайзи утруждает себя такими мероприятиями, больше полагаясь на доверие. 
 
 
Окупаемость во франчайзинге

 
Достаточно много франчайзеров искренне полагает, что вправе выдавать показатели своей лучшей точки за средние показатели по сети. Поэтому так много в интернете предложений с ультракороткими сроками окупаемости, тогда как в действительности не всегда всё так радужно. 


Окупаемость франшизы слишком сильно зависит не только от успешности бизнес-модели и управленческих качеств франчайзи, но также и от того, чем изначально располагает франчайзи. Вполне естественно, что франчайзинговые партнеры могут создавать один и тот же бизнес, но с различными инвестициями, поскольку начинают они не всегда в равных условиях: у кого-то уже есть в собственности помещение, а кому-то приходится платить за аренду; у кого-то уже есть в наличии необходимая мебель и оргтехника; кто-то открывает франшизу не на новом месте, а в качестве расширения бизнеса уже действующего. Всё это в известной степени способно повлиять на сроки окупаемости.
 





Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга