Покупка - продажа бизнеса: иллюзии и реальность

Информация
Покупка - продажа бизнеса: иллюзии и реальность

12.10.2011

 

Многие потенциальные покупатели бизнеса наивно мечтают о безмятежной и размеренной жизни хозяина успешной компании. Они рассчитывают, что приобретенная собственность обеспечит им как время, так и средства для любимого дела — спортивного рыболовства, игры в гольф, лодочного спор­та, охоты, походов по дикой природе и тому подобных занятий. Они также рассчитывают, что будущие клиенты — это люди во всех отношениях выше среднего уровня, вежливые и предупредительные, расплачивающиеся без промедления, с готовностью расставаясь с содержимым своего пухлого бу­мажника.
 
В подавляющем большинстве случаев реальность не имеет ничего общего с подобными мечтаниями — особенно, ес­ли владелец хочет обеспечить прибыльность своего бизнеса. Реальность требует самого внимательного отношения ко всем деталям работы малого предприятия и повседневного тяжелого труда. Краеугольным камнем успеха покупки бизнеса является наличие выверенного и просчитанного бизнес-плана. Подготовка такого плана должна предшествовать принятию окончательно­го решения о приобретении компании малого бизнеса и рассмотрению воз­можности использования для этого банковского кредита.  Многие из знакомых мне предпринимателей так и поступали перед кризисом 2008 года.
 
Реальность еще раз подтвердила тот факт, что даже при соблюдении самых современных принципов ме­неджмента, если новому владельцу с самого начала пришлось заплатить слишком высокую цену за бизнес, он все равно может столкнуться с трудностями, связанными с обслу­живанием долга. Компании, перегруженные долгами, при ухудшении эконо­мической ситуации разоряются первыми. Или срочно выставляют свой полумертвый бизнес на продажу, в надежде, что кто-то заберет у них их собственную головную боль. Естественно, что чуда не происходит.
 
Таким образом, справедливая оценка бизнеса становится решающим обстоятельством, влияющим на уро­вень доходов нового владельца и на потенциал роста компании. Если рискнуть и купить бизнес самому, не обращаясь к специалистам и бизнес брокерам, то существует весьма большая вероятность того, что покупка окажется "нежизнеспособной".
 
А что такое «жизнеспособный» бизнес? Для того, чтобы бизнес был признан жизнеспособным, его денежный поток с учетом проведенной корректировки должен быть достаточным для того, чтобы:
  • Обслуживать новый долг компании.
  • Обеспечивать надлежащее вознаграждение за работу владельца.
  • Обеспечивать адекватный уровень рентабельности совокупных ак­тивов, приобретенных покупателем, для поддержания его интереса к ведению данного бизнеса и к участию в работе компании.
 
Если денежный поток компании недостаточен для выполнения этих трех требований, то компания редко находит покупателя — или же цена прода­жи оказывается очень далека от запрашиваемой. Данные требования явля­ются основными критериями, учитываемыми при определении стоимости любого приобретаемого бизнеса, и часто возникает необходимость в по­дробном разъяснении продавцам их важности, дабы вернуть их от необосно­ванных предположений к реальности.                                     
 
Скорректированным денежным потоком при оценке бизнеса называют генерируемый бизнесом денежный поток, который новый владелец будет иметь в своем распоряжении для оплаты текущих операционных расходов. Поскольку величина издержек покупателя на погашение кредита, амортиза­цию, оплату личных расходов, выплату вознаграждения владельцу, а, зна­чит, и величина корпоративных налогов, будут отличаться от расходов, кото­рые нес бывший владелец, то для определения объема денежного потока, который будет иметь в своем распоряжении покупатель после перехода ком­пании в его собственность, процесс оценки необходимо начать с корректи­ровки показателя чистой прибыли продавца после уплаты налогов, к кото­рой необходимо прибавить соответствующие суммы каждой из указанных статей расхода продавца. 
 
Что касается размера вознаграждения владельцу за его работу в компа­нии, то необходимо отметить, что лишь очень не­многие небольшие частные фирмы, имеют размер прибыли, достаточный для того, чтобы они могли быть приобретены в качестве пассивных инвестиций. В большин­стве случаев предполагается, что покупатель или его супруга (супруг) будут принимать ежедневное участие в работе фирмы и что они должны получать справедливое вознаграждение за свою работу на уровне не ниже величины обоснованного рыночного вознаграждения за работу подобного рода.
 
При проведении анализа в ходе оценки бизнеса размер этого, вознаг­раждения определяется на основе альтернативных ставок заработной платы и других выплат среднестатистическому управляющему подобным заведени­ем на данном рынке. В размер вознаграждения должны быть включены все дополнительные льготы, предоставляемые компанией — автомобили, жи­лье, питание, страхование жизни, медицинское страхование, оплата член­ских взносов в клубе и т.д. Если покупатель будет иметь четкое представле­ние относительного полной величины вознаграждения, обеспечиваемого за счет денежного потока, генерируемого каждой компанией из числа рассма­триваемых в качестве объекта приобретения, это, безусловно, окажет вли­яние на его общую оценку каждого из представленных ему предложений.
 
Для подготовки хорошей сделки зачастую требуется довольно много времени, а хорошая сделка — это такая сделка, которая выгодна обеим сторонам.

 




БизРейтинг

Еще интересные статьи:
Где и кому продать готовый бизнес
Где и кому продать готовый бизнес
Что влияет на стоимость бизнеса?
Что влияет на стоимость бизнеса?
Можно ли использовать банковский аккредитив или ячейку для расчетов при продаже бизнеса
Можно ли использовать банковский аккредитив или ячейку для расчетов при продаже бизнеса

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга