Покупка - продажа бизнеса: иллюзии и реальность

Информация
Покупка - продажа бизнеса: иллюзии и реальность

12.10.2011

 

Многие потенциальные покупатели бизнеса наивно мечтают о безмятежной и размеренной жизни хозяина успешной компании. Они рассчитывают, что приобретенная собственность обеспечит им как время, так и средства для любимого дела — спортивного рыболовства, игры в гольф, лодочного спор­та, охоты, походов по дикой природе и тому подобных занятий. Они также рассчитывают, что будущие клиенты — это люди во всех отношениях выше среднего уровня, вежливые и предупредительные, расплачивающиеся без промедления, с готовностью расставаясь с содержимым своего пухлого бу­мажника.
 
В подавляющем большинстве случаев реальность не имеет ничего общего с подобными мечтаниями — особенно, ес­ли владелец хочет обеспечить прибыльность своего бизнеса. Реальность требует самого внимательного отношения ко всем деталям работы малого предприятия и повседневного тяжелого труда. Краеугольным камнем успеха покупки бизнеса является наличие выверенного и просчитанного бизнес-плана. Подготовка такого плана должна предшествовать принятию окончательно­го решения о приобретении компании малого бизнеса и рассмотрению воз­можности использования для этого банковского кредита.  Многие из знакомых мне предпринимателей так и поступали перед кризисом 2008 года.
 
Реальность еще раз подтвердила тот факт, что даже при соблюдении самых современных принципов ме­неджмента, если новому владельцу с самого начала пришлось заплатить слишком высокую цену за бизнес, он все равно может столкнуться с трудностями, связанными с обслу­живанием долга. Компании, перегруженные долгами, при ухудшении эконо­мической ситуации разоряются первыми. Или срочно выставляют свой полумертвый бизнес на продажу, в надежде, что кто-то заберет у них их собственную головную боль. Естественно, что чуда не происходит.
 
Таким образом, справедливая оценка бизнеса становится решающим обстоятельством, влияющим на уро­вень доходов нового владельца и на потенциал роста компании. Если рискнуть и купить бизнес самому, не обращаясь к специалистам и бизнес брокерам, то существует весьма большая вероятность того, что покупка окажется "нежизнеспособной".
 
А что такое «жизнеспособный» бизнес? Для того, чтобы бизнес был признан жизнеспособным, его денежный поток с учетом проведенной корректировки должен быть достаточным для того, чтобы:
  • Обслуживать новый долг компании.
  • Обеспечивать надлежащее вознаграждение за работу владельца.
  • Обеспечивать адекватный уровень рентабельности совокупных ак­тивов, приобретенных покупателем, для поддержания его интереса к ведению данного бизнеса и к участию в работе компании.
 
Если денежный поток компании недостаточен для выполнения этих трех требований, то компания редко находит покупателя — или же цена прода­жи оказывается очень далека от запрашиваемой. Данные требования явля­ются основными критериями, учитываемыми при определении стоимости любого приобретаемого бизнеса, и часто возникает необходимость в по­дробном разъяснении продавцам их важности, дабы вернуть их от необосно­ванных предположений к реальности.                                     
 
Скорректированным денежным потоком при оценке бизнеса называют генерируемый бизнесом денежный поток, который новый владелец будет иметь в своем распоряжении для оплаты текущих операционных расходов. Поскольку величина издержек покупателя на погашение кредита, амортиза­цию, оплату личных расходов, выплату вознаграждения владельцу, а, зна­чит, и величина корпоративных налогов, будут отличаться от расходов, кото­рые нес бывший владелец, то для определения объема денежного потока, который будет иметь в своем распоряжении покупатель после перехода ком­пании в его собственность, процесс оценки необходимо начать с корректи­ровки показателя чистой прибыли продавца после уплаты налогов, к кото­рой необходимо прибавить соответствующие суммы каждой из указанных статей расхода продавца. 
 
Что касается размера вознаграждения владельцу за его работу в компа­нии, то необходимо отметить, что лишь очень не­многие небольшие частные фирмы, имеют размер прибыли, достаточный для того, чтобы они могли быть приобретены в качестве пассивных инвестиций. В большин­стве случаев предполагается, что покупатель или его супруга (супруг) будут принимать ежедневное участие в работе фирмы и что они должны получать справедливое вознаграждение за свою работу на уровне не ниже величины обоснованного рыночного вознаграждения за работу подобного рода.
 
При проведении анализа в ходе оценки бизнеса размер этого, вознаг­раждения определяется на основе альтернативных ставок заработной платы и других выплат среднестатистическому управляющему подобным заведени­ем на данном рынке. В размер вознаграждения должны быть включены все дополнительные льготы, предоставляемые компанией — автомобили, жи­лье, питание, страхование жизни, медицинское страхование, оплата член­ских взносов в клубе и т.д. Если покупатель будет иметь четкое представле­ние относительного полной величины вознаграждения, обеспечиваемого за счет денежного потока, генерируемого каждой компанией из числа рассма­триваемых в качестве объекта приобретения, это, безусловно, окажет вли­яние на его общую оценку каждого из представленных ему предложений.
 
Для подготовки хорошей сделки зачастую требуется довольно много времени, а хорошая сделка — это такая сделка, которая выгодна обеим сторонам.

 




БизРейтинг

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга