Почему трудно определить цену домашнего бизнеса

Информация
Почему трудно определить цену домашнего бизнеса

18.10.2011

 

Сегодня мы еще раз вернемся к циклу статей о продаже готового бизнеса в Украине  и поговорим о трудностях, которые неизбежно возникают при оценке предприятий так называемого "домашнего" (или просто малого) бизнеса. Компании, действующие на базе домашнего офиса, образуют растущий быстрыми темпами и прибыльный рынок, который трудно сравнить с каки­ми-либо другими видами бизнеса.
 
Несомненно, часть проблем, возникающих при оценке компаний, отно­сящихся к категории домашнего бизнеса, связана с тем, что многие из них только что появились на рынке, невелики по размеру или с тем, что вся их деятельность вращается вокруг личности владельца.
 
Многие из таких пред­приятий по определению считаются компаниями, но что касается их стоимо­сти, то иногда установить ее представляется практически невозможным. Ес­ли отрасль производства занимает очень малую нишу на рынке и деятель­ность компании требует специальных знаний и навыков, которыми облада­ет владелец, то ее стоимость может оказаться невелика, если не считать трудового вклада владельца.
 
Бизнес, построенный на использовании талантов отдельной личности, может иметь малую стоимость сам по себе. Но может быть и по-другому. В качестве примера рассмотрим творчество Элвиса Пресли — потребность в «продукции», связанной с его именем, обусловлена только его голосом, ха­ризмой и внешностью. Тем не менее, несмотря на его кончину, а возможно и в результате ее, «бизнес»» построенный на его имени, расширился и прино­сит больше доходов, чем при жизни певца. Хотя деятельность Элвиса не от­носилась к разряду домашнего бизнеса, его дом в качестве достопримеча­тельности для туристов приносит больше денег, чем получают многие фир­мы, расположенные в громадных зданиях. Таким образом, стоимость домаш­него бизнеса может основываться на результирующем воздействии однаж­ды проделанной работы.
 
Приведем примеры реально существующих предприятий домашнего бизнеса и любопытные подробности их деятельности.
  • Агент по недвижимости, работающий на дому, становится владельцем прибыльной практики. Именно благодаря его обширным знаниям и опыту фирма получает большие доходы. Консультант хочет выйти на пенсию, продав практику. Выясняется, что предо­ставляемые им услуги носят настолько индивидуализированный, личностный характер, что другой человек с таким же запасом зна­ний, но не обладающий такими же личными характеристиками, вряд ли сможет удержать прежних клиентов.
  • Распространяемый по подписке информационный бюллетень выхо­дит уже много лет и приносит неплохую прибыль. Несмотря на то, что бюллетень ориентирован на специалистов конкретной отрасли эко­номики, он не испытывает конкуренции. Всё, что требуется для этой работы — это наличие сотрудника, обладающего литературными способностями (редактированием занимается другой человек, ис­правляющий грамматические ошибки и т.д.), желанием изучить дан­ную отрасль и навыками общения с читательской аудиторией.
  • Супружеская пара организовала бизнес, представляющий собой фирму по доставке заказов по почте, которая обслуживает узкоспе­циальную отрасль. Для того чтобы ускорить доставку заказанных товаров, они всегда имеют их небольшой запас. Они не производят товаров, а действуют как представители производителя. Клиенты получают информацию о предоставляемых услугах через прямую почтовую рассылку, получая далее по запросу специализированный перечень товаров, а также узнают об этой службе на отраслевых торгово-промышленных выставках. Данный бизнес работает на уровне безубыточности, но имеет общенациональную клиентскую базу и накопил обширный список почтовой рассылки. Здесь мы ви­дим массу возможностей по улучшению работы: можно, например, участить рассылку рекламных писем и чаще посещать мероприятия, относящиеся к деятельности отрасли.
  • Некий предприниматель, занимавшийся брокерскими операциями в сфере бизнеса в течение многих лет, разработал компьютерную программу для полиграфической промышленности, позволяющую владельцу типографии самостоятельно произвести оценку своей компании. Программа, а также руководство по ее использованию, распространяется с использованием системы прямой почтовой рас­сылки, а с недавнего времени и с помощью Интернета.

 




БизРейтинг

Еще интересные статьи:
От чего зависят сроки продажи бизнеса
От чего зависят сроки продажи бизнеса
Стоит ли покупать бизнес без опыта?
Стоит ли покупать бизнес без опыта?
Зачем люди продают свой бизнес?
Зачем люди продают свой бизнес?

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга