18.10.2011
Ранее
БизРейтинг уже упоминал, что одной из причин, по которой проводится
оценка домашнего бизнеса, является намерение осуществить его продажу. Другие возможные причины одинаковы для любой отрасли деятельности.
Перечень основных факторов, учитываемых при оценке домашнего бизнеса, во многом совпадает с перечнем факторов, обычно анализируемых при оценке любого другого бизнеса. Если вы хотите оценить бизнес самостоятельно, то можете начать с поиска ответов на следующие вопросы:
- Как давно работает данная компания?
- К какой отрасли относится компания, и как давно сформировалась данная отрасль?
- Как давно сформировалась данная рыночная ниша и концепция рассматриваемого бизнеса?
- Является ли владелец основателем компании, или он приобрел ее у прежнего владельца?
- Является ли компания рентабельной?
- Насколько данный бизнес зависит от деятельности своего владельца?
- Каковы возможности по передаче данного бизнеса или по смене месторасположения компании?
Давайте рассмотрим эти вопросы по очереди.
Как давно работает данная компания?
Как и в других случаях проведения оценки, период функционирования компании является одним из важнейших факторов; обычно, чем дольше существует компания, тем лучше. Тем не менее, нам известна некая компания, относящаяся к категории домашнего бизнеса, которая работает уже более восьми лет, однако доходы ее, к сожалению, оставляют желать лучшего (хотя в работе компании, безусловно, имеются сильные стороны, и поэтому можно рассчитывать на то, что она обладает некоторыми активами, имеющими определенную стоимость помимо той стоимости, которая может быть определена на основе показателей отчета о прибыли и убытках).
Время, прошедшее с момента основания, может быть и негативным фактором для бизнеса, если за это время, как в рассмотренном случае, не увеличился объем прибыли или товарооборот. Тем не менее, подводя итог, следует все же отметить, что период работы компании остается важным показателем для
покупки бизнеса в любом случае.
К какой отрасли относится компания, и как давно сформировалась данная отрасль?
Компания, о которой мы только что говорили, занимается продажей оборудования и материалов для специалистов, которые выращивают травяное покрытие для площадок для игры в гольф по всей стране. Такие товары продаются через систему заказов по почте, а рассматриваемая компания выступает в качестве представителя производителя и агента по сбыту его продукции. Если бы бизнес, связанный с содержанием площадок для гольфа, действительно пошел на спад, то, видимо, произошел бы и спад в делах рассматриваемой компании. Однако все говорит о том, что индустрия гольфа пошла в гору, что должно сказаться и на обсуждаемом здесь домашнем бизнесе.
Таким образом, очень важно определить, существует ли в данной области индустрия или отрасль деятельности как таковая. Если отсутствуют покупатели или клиентская база, а присутствует лишь
идея для бизнеса, то самого бизнеса не существует. Заниматься своим собственным делом достаточно сложно и без того, чтобы еще самостоятельно создавать новую отрасль потребления.
Как давно сформировалась данная рыночная ниша и концепция рассматриваемого бизнеса?
Домашний бизнес обычно создается в виде попытки заполнить временную пустоту или, другими словами, рыночную нишу, за счет использования особого таланта, накопленного опыта или навыков владельца. Или же это может быть попыткой заполнить нишу, о существовании которой никто и не предполагал. Компания, упомянутая выше, находится под управлением некой особы, которая не имеет ни малейшего представления о бизнесе, связанном с гольфом, об индустрии, или о каких-либо нишах на рынке. Тем не менее, ее супруг был и есть специалист по газонам или, выражаясь иначе, специалист по дерновым покрытиям. Неплохая комбинация. Чем более строго ориентирован данный бизнес именно на свою нишу, тем более он похож на настоящий бизнес.
Однако иногда домашний бизнес, опирающийся на уникальные или специальные знания, трудно оценить именно с учетом этого фактора. И наоборот, бизнес, основанный неким человеком, обнаружившим пустующую нишу на рынке и решившим ее заполнить, не имея порой необходимых для этого знаний, будет иметь более высокую стоимость, чем упомянутая выше компания.
После анализа всех этих факторов возникает вопрос, возможно ли в действительности передать бизнес новому владельцу, и насколько легко это сделать? Чем правдивее и точнее будет ответ, тем большую важность приобретет данный фактор для процесса оценки.
Является ли владелец основателем компании, или он приобрел ее у прежнего владельца?
Существуют данные, свидетельствующие о том, что большинство компаний, относящихся к категории домашнего бизнеса, были основаны их нынешними владельцами. Права собственности могут переходить к другому члену семьи, но на данном этапе мы не наблюдаем значительной активности на рынке продаж домашнего бизнеса. Если все же нынешний хозяин бизнеса в свое время приобрел его у другого владельца, то это уже будет определенной отправной точкой для оценки.
Приносит ли компания доход?
Очевидно, это является главным фактором при оценке любого бизнеса, но в случае домашнего бизнеса данный показатель приобретает критическое значение — и не только по объективным причинам, но и потому, что уровень доходов помогает провести границу между настоящим домашним бизнесом и «надомным хобби».
Кроме того, на стоимость компании влияет продолжительность периода, на протяжении которого бизнес приносил доход, и характеристики кривой доходов. Иными словами, необходимо выяснить, происходил ли рост бизнеса равномерно, или успех пришелся на первый год, когда продукция или услуги только что появились на рынке.
В то же время, небольшой объем доходов не обязательно означает, что бизнес не имеет стоимости. Сначала Вам необходимо переработать все отчеты и выяснить, присутствует ли в данной структуре денежный поток как таковой. Затем взгляните на бизнес с точки зрения его стоимости о качестве действующего предприятия. Имеются ли списки рассылки, информация, защищенная правом собственности, запасы товаров, база постоянных клиентов? Может ли новым владелец не только принять данный бизнес, но и поднять его до нового уровня? Или же домашний бизнес работает «ни шатко, ни валко», зарабатывая какие-то крохи?
Насколько данный бизнес зависит от деятельности своего владельца?
Здесь мы сталкиваемся еще с одним важным фактором. Если бизнес в такой степени зависит от личности владельца, что его передача покупателю представляется весьма трудной или невыполнимой задачей, то стоимость такого бизнеса может быть мала или ничтожна, особенно на рынке купли-продажи компаний. Порядок цифр может впечатлять, но если передача бизнеса другому лицу оказывается затруднительной, то и стоимость бизнеса может оказаться очень невысокой.
С другой стороны, многие владельцы малых предприятий считают себя незаменимыми и уверены, что никто не сможет справиться с их обязанностями, или даже приблизиться к их уровню. Но это, чаще всего, оказывается неверным. Всегда найдется множество талантливых и умелых людей, а людей, которые действительно незаменимы, — единицы. Таким образом, единственный случай, когда подобные факторы могут влиять на величину стоимости бизнеса — это когда он выстроен исключительно на основе личных взаимоотношений.
Каковы возможности по передаче бизнеса или по смене месторасположения компании?
Одним из больших преимуществ, оказывающим влияние на стоимость домашнего бизнеса, является возможность смены месторасположения. И действительно, трудно предположить, что покупатели бизнеса расположатся под одной крышей с прежними владельцами или приобретут вместе с бизнесом и жилой дом. Таким образом, местонахождение в том или ином районе не должно учитываться в качестве определяющего фактора; кроме того, нет необходимости учитывать арендную плату или сроки аренды помещений.
Деятельность многих компаний сильно зависит от района, в котором они расположены, и отсутствие такой зависимости в сфере домашнего бизнеса является одним из его главных преимуществ. На самом деле, многие малые предприятия из категории домашнего бизнеса могут быть безболезненно передислоцированы почти в любой регион страны, и лишь очень немногие из них должны располагаться в том же районе или по соседству. Однако, местонахождение оказывается важным фактором для компаний, расположенных в сельской местности, где розничной торговлей или предоставлением услуг преимущественно занимаются хозяева, размещающие свой бизнес в том же доме, где они живут сами.
Говоря в целом, компании, относящиеся к категории домашнего бизнеса, в силу характера этого бизнеса редко нуждаются в больших рабочих площадях, товарных запасах, большом количестве оборудования, или в дополнительных усовершенствованиях в арендуемых помещениях или оборудовании.
БизРейтинг