Определение стоимости домашнего бизнеса

Информация
Определение стоимости домашнего бизнеса

18.10.2011

 

Ранее БизРейтинг уже упоминал, что одной из причин, по которой проводится оценка домашнего бизнеса, является намерение осуществить его продажу. Другие возможные причины одинаковы для любой отрасли деятельности.
 
Перечень основных факторов, учитываемых при оценке домашнего биз­неса, во многом совпадает с перечнем факторов, обычно анализируемых при оценке любого другого бизнеса. Если вы хотите оценить бизнес самостоятельно, то можете начать с поиска ответов на следующие вопро­сы:
  • Как давно работает данная компания?
  • К какой отрасли относится компания, и как давно сформировалась данная отрасль?
  • Как давно сформировалась данная рыночная ниша и концепция рас­сматриваемого бизнеса?
  • Является ли владелец основателем компании, или он приобрел ее у прежнего владельца?
  • Является ли компания рентабельной?
  • Насколько данный бизнес зависит от деятельности своего владель­ца?
  • Каковы возможности по передаче данного бизнеса или по смене ме­сторасположения компании?
 
Давайте рассмотрим эти вопросы по очереди.
 
Как давно работает данная компания?
 
Как и в других случаях проведе­ния оценки, период функционирования компании является одним из важнейших факторов; обычно, чем дольше существует компания, тем лучше. Тем не менее, нам известна некая компания, относящая­ся к категории домашнего бизнеса, которая работает уже более восьми лет, однако доходы ее, к сожалению, оставляют желать луч­шего (хотя в работе компании, безусловно, имеются сильные сторо­ны, и поэтому можно рассчитывать на то, что она обладает некото­рыми активами, имеющими определенную стоимость помимо той стоимости, которая может быть определена на основе показателей отчета о прибыли и убытках).
 
Время, прошедшее с момента основа­ния, может быть и негативным фактором для бизнеса, если за это время, как в рассмотренном случае, не увеличился объем прибыли или товарооборот. Тем не менее, подводя итог, следует все же отме­тить, что период работы компании остается важным показателем для покупки бизнеса в любом случае.
 
К какой отрасли относится компания, и как давно сформировалась данная отрасль?
 
Компания, о которой мы только что говорили, за­нимается продажей оборудования и материалов для специалистов, которые выращивают травяное покрытие для площадок для игры в гольф по всей стране. Такие товары продаются через систему зака­зов по почте, а рассматриваемая компания выступает в качестве представителя производителя и агента по сбыту его продукции. Ес­ли бы бизнес, связанный с содержанием площадок для гольфа, дей­ствительно пошел на спад, то, видимо, произошел бы и спад в делах рассматриваемой компании. Однако все говорит о том, что индуст­рия гольфа пошла в гору, что должно сказаться и на обсуждаемом здесь домашнем бизнесе.
 
Таким образом, очень важно определить, существует ли в данной области индустрия или отрасль деятельнос­ти как таковая. Если отсутствуют покупатели или клиентская база, а присутствует лишь идея для бизнеса, то самого бизнеса не существует. Заниматься своим собственным делом до­статочно сложно и без того, чтобы еще самостоятельно создавать новую отрасль потребления.
 
Как давно сформировалась данная рыночная ниша и концепция рас­сматриваемого бизнеса?
 
Домашний бизнес обычно создается в ви­де попытки заполнить временную пустоту или, другими словами, рыночную нишу, за счет использования особого таланта, накоплен­ного опыта или навыков владельца. Или же это может быть попыт­кой заполнить нишу, о существовании которой никто и не предпола­гал. Компания, упомянутая выше, находится под управлением некой особы, которая не имеет ни малейшего представления о бизнесе, связанном с гольфом, об индустрии, или о каких-либо нишах на рынке. Тем не менее, ее супруг был и есть специалист по газонам или, выражаясь иначе, специалист по дерновым покрытиям. Непло­хая комбинация. Чем более строго ориентирован данный бизнес именно на свою нишу, тем более он похож на настоящий бизнес.
 
Од­нако иногда домашний бизнес, опирающийся на уникальные или специальные знания, трудно оценить именно с учетом этого факто­ра. И наоборот, бизнес, основанный неким человеком, обнаружив­шим пустующую нишу на рынке и решившим ее заполнить, не имея порой необходимых для этого знаний, будет иметь более высокую стоимость, чем упомянутая выше компания.
 
После анализа всех этих факторов возникает вопрос, возможно ли в действительности передать бизнес новому владельцу, и насколько легко это сделать? Чем правдивее и точнее будет ответ, тем большую важность приоб­ретет данный фактор для процесса оценки.
 
Является ли владелец основателем компании, или он приобрел ее у прежнего владельца?
 
Существуют данные, свидетельствующие о том, что большинство компаний, относящихся к категории домаш­него бизнеса, были основаны их нынешними владельцами. Права собственности могут переходить к другому члену семьи, но на дан­ном этапе мы не наблюдаем значительной активности на рынке про­даж домашнего бизнеса. Если все же нынешний хозяин бизнеса в свое время приобрел его у другого владельца, то это уже будет оп­ределенной отправной точкой для оценки.
 
Приносит ли компания доход?
 
Очевидно, это является главным факто­ром при оценке любого бизнеса, но в случае домашнего бизнеса дан­ный показатель приобретает критическое значение — и не только по объективным причинам, но и потому, что уровень доходов помо­гает провести границу между настоящим домашним бизнесом и «на­домным хобби».
 
Кроме того, на стоимость компании влияет продол­жительность периода, на протяжении которого бизнес приносил до­ход, и характеристики кривой доходов. Иными словами, необходимо выяснить, происходил ли рост бизнеса равномерно, или успех при­шелся на первый год, когда продукция или услуги только что появи­лись на рынке.
 
В то же время, небольшой объем доходов не обяза­тельно означает, что бизнес не имеет стоимости. Сначала Вам необ­ходимо переработать все отчеты и выяс­нить, присутствует ли в данной структуре денежный поток как тако­вой. Затем взгляните на бизнес с точки зрения его стоимости о ка­честве действующего предприятия. Имеются ли списки рассылки, информация, защищенная правом собственности, запасы товаров, база постоянных клиентов? Может ли новым владелец не только принять данный бизнес, но и поднять его до нового уровня? Или же домашний бизнес работает «ни шатко, ни валко», зарабатывая ка­кие-то крохи?
 
Насколько данный бизнес зависит от деятельности своего владельца?
 
Здесь мы сталкиваемся еще с одним важным фактором. Если бизнес в такой степени зависит от личности владельца, что его передача по­купателю представляется весьма трудной или невыполнимой зада­чей, то стоимость такого бизнеса может быть мала или ничтожна, особенно на рынке купли-продажи компаний. Порядок цифр может впечатлять, но если передача бизнеса другому лицу оказывается за­труднительной, то и стоимость бизнеса может оказаться очень не­высокой.
 
С другой стороны, многие владельцы малых предприятий считают себя незаменимыми и уверены, что никто не сможет спра­виться с их обязанностями, или даже приблизиться к их уровню. Но это, чаще всего, оказывается неверным. Всегда найдется множест­во талантливых и умелых людей, а людей, которые действительно незаменимы, — единицы. Таким образом, единственный случай, когда подобные факторы могут влиять на величину стоимости биз­неса — это когда он выстроен исключительно на основе личных вза­имоотношений.
 
Каковы возможности по передаче бизнеса или по смене местораспо­ложения компании?
 
Одним из больших преимуществ, оказываю­щим влияние на стоимость домашнего бизнеса, является возмож­ность смены месторасположения. И действительно, трудно предпо­ложить, что покупатели бизнеса расположатся под одной крышей с прежними владельцами или приобретут вместе с бизнесом и жилой дом. Таким образом, местонахождение в том или ином районе не должно учитываться в качестве определяющего фактора; кроме то­го, нет необходимости учитывать арендную плату или сроки аренды помещений.
 
Деятельность многих компаний сильно зависит от рай­она, в котором они расположены, и отсутствие такой зависимости в сфере домашнего бизнеса является одним из его главных преиму­ществ. На самом деле, многие малые предприятия из категории до­машнего бизнеса могут быть безболезненно передислоцированы почти в любой регион страны, и лишь очень немногие из них долж­ны располагаться в том же районе или по соседству. Однако, место­нахождение оказывается важным фактором для компаний, располо­женных в сельской местности, где розничной торговлей или предо­ставлением услуг преимущественно занимаются хозяева, размеща­ющие свой бизнес в том же доме, где они живут сами.
 
Говоря в це­лом, компании, относящиеся к категории домашнего бизнеса, в си­лу характера этого бизнеса редко нуждаются в больших рабочих площадях, товарных запасах, большом количестве оборудования, или в дополнительных усовершенствованиях в арендуемых помеще­ниях или оборудовании.

 




БизРейтинг

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга