Продажа производства: Часть2. Изучаем финансовые показатели

Информация
Продажа производства: Часть2. Изучаем финансовые показатели

30.01.2012

 

Следующий шаг в проведении сделки по покупке промышленного производства — это тщательное изучение данных о доходах компании за последние три-пять дет. Перед тем, как заявить владельцу "куплю бизнес", необходимо убедится в том, что предприятие стоит запрошенных денег.
 
В первой части данного материала было рассказано о том, как определять стоимость чистых материальных активов на основе баланса. Теперь пришло время изучить способность компании генерировать доходы.
 
Прежде всего, необходимо скорректировать данные так, чтобы они отража­ли реальные операционные доходы до вычета процентов по полученным кредитам, подоходного налога, непредвиденных расходов, дискреционных расходов владельца и расходов, не подлежащих оплате наличными.
 
Коррек­тировка расходов должна производиться в соответствии со стандартными процедурами, принятыми при ведении отчетности акционерных компаний. Рассмотрим каждую категорию доходов и расходов отдельно и, если не­обходимо, откорректируем их, руководствуясь следующими общими крите­риями:
 
Продажи
 
  • Сможет ли покупатель обеспечить объем продаж на уровне, сопос­тавимом с текущим объемом реализации данной компании?
  • Имеет ли компания действующие контракты, на выполнение кото­рых может повлиять продажа фирмы? Другими словами, имеет ли фирма контракты, выполнение которых связано с требованиями в отношении миноритарных акционеров или национальных мень­шинств, минимальными требованиями к финансовым показателям партнеров, или же имеет ли она обязательства в отношении дат по­ставки и т.д.?
  • Существуют ли новые продукты или услуги, которые не до конца
    проверены на рынке или связаны с риском высоких расходов по
    гарантийному обслуживанию? 
  • Какой объем продаж компании обеспечивается непосредственно за счет усилий и руководства владельца и/или за счет ключевого ра­ботника, который может уйти из компании после ее продажи?
  • Какова текущая задолженность компании по выполнению    заказов по сравнению с предшествующими периодами? Имеет ли компания планы и обязательства, касающиеся будущих проектов, объемов, цен и номенклатуры выпускаемой продукции?
  • Генерируется ли объем продаж па основе нормальной маржи прибы­ли или на основе маржи прибыли за предшествующие периоды?
  • Есть ли у компании клиент, на которого приходится более 20% об­щего объема продаж и/или группа из пяти клиентов, на которую приходится более 50% продаж?
  • Петли в номенклатуре выпускаемой продукции устаревших ассор­тиментных групп?
  • Нe включалась ли при составлении отчетности предоплата клиентов в объем продаж до того, как товар был реально поставлен заказчику?
 
Закупки
  • Как можно охарактеризовать работу и качество продукции постав­щиков? Какой процент закупок обеспечивает один поставщик? Нет ли в числе поставщиков монопольных поставщиков данной про­дукции?
  • Имеются ли у компании обязательства по контрактам на эксклю­зивный ассортимент продукции или по дистрибиоторским соглаше­ниям?
  • Изменятся ли цены, сроки и условия поставок для нового владельца?
 
Себестоимость реализованной продукции
  • Имелись ли изменения в методике калькуляции себестоимости ­
    товарно-материальных запасов?
  • Включены ли в себестоимость реализованной продукции все пря­мые издержки производства?
 
Расходы
  • Автотранспорт. Все ли расходы этой категории имеют отношение к работе компании? Использует ли компания собственные или арендованные автомобили?
  • Безнадежные долги. Сравните их сумму с указанным в балансе ре­зервом на покрытие безнадежных долгов. Сопоставима ли текущая величина безнадежных долгов с соответствующими показателями за предыдущие годы? Нет ли случаев необычного списания долгов?
  • Реклама. Ведется ли реклама регулярно или от случая к случаю? Есть ли договорные обязательства по рекламе? Являются ли расхо­ды на рекламу необходимыми или дискреционными?
  • Представительские расходы. Расходуются ли эти средства в инте­ресах компании или в личных целях? Относятся ли они к категории необходимых или дискреционных расходов?
  • Страхование. Обеспечивает ли действующая система страхования необходимое страховое покрытие? Изменятся ли ставки страховой премии для нового владельца? Существует ли система страхования продукции и нужна ли они? Потребуется ли новому владельцу иное страховое покрытие? Включают ли расходы на страхование расходы по страхованию самого владельца?
  • Коммунальные услуги, телефон. Не включают ли эти затраты лич­ные расходы? Не предполагается ли значительное увеличение рас­ценок?
  • Пособия и льготы сотрудников. Достаточен ли и насколько обос­нован объем пособий и льгот, предоставляемых сотрудникам? Не включают ли они каких-либо персональных пособий? Все ли посо­бия имеют финансовое обеспечение? Исключите долю владельца из программы участия сотрудников в прибыли компании.
  • Расходы, связанные с бухгалтерским учетом, и судебные из­держки. Соответствуют ли они принятым нормам и насколько они обоснованы? Не включают ли они расходы частного характера?
  • Аренда. Может ли договор об аренде быть переоформлен на имя нового собственника или же ему придется заключать новый дого­вор? Каков общий срок аренды и сроки пересмотра условий догово­ра аренды? Если компания обладает правом собственности на не­движимость, определите рыночную стоимость аренды и прибавьте се к расходам. Если недвижимостью владеет продавец, то при необ­ходимости приведите размер арендной платы в соответствие с обос­нованными рыночными ставками.
  • Заработная плата владельца. Скорректируйте сумму заработной платы владельца, соответственно увеличив или уменьшив ее до ве­личины, отражающей величину справедливого рыночного вознаграждения за услуги владельца.
  • Зарплата сотрудников. Работают ли в компании члены семьи или друзья? Если да, то является ли величина их заработка обоснованной? Не является ли повышение заработной платы сотрудников не минуемым? Не приближаются ли сроки перезаключения договоров с профсоюзами?
  • Налоги на фонд заработной платы. Если заработная плата сотрудников была скорректирована, скорректируйте сумму соответствующих налогов.
  • Общие налоги. Является ли расходы па уплату налогов «текущими и включают ли они полную сумму подлежащих уплате налогов?
 
Помимо этого, необходимо внимательно рассмотреть все прочие расходы, специфичные для оцениваемой компании, с целью определения их право­мерности и обоснованности.
Для целей оценки затраты на выплату процентов и расходы, не подле­жащие оплате наличными, такие как износ и амортизация, не следует вклю­чать в совокупную сумму расходов. Помните, искомая величина — это чис­той операционная прибыль компании до вычета этих расходов.
 
Реконструированные таким образом отчеты о доходах должны отражать реальный операционный доход компании за последние три — пять лет, а также обеспечить обоснованные данные для прогнозирования доходов на будущее. Продавец и покупатель в результате произведенной ими корректировки могут получить разные данные по величине дохода. Эти различия должны быть урегулированы в процессе переговоров. Правомерной будем признана позиция, являющаяся более обоснованной и аргументированной.
 
Теперь, после получения данных о величине дохода и прибыли компании можно приступать к следующему этапу сделки купли-продажи производственных предприятий. Правильное выполнение всех вышеуказанных рекомендаций позволяет существуенно минимизировать риски инвестора и аргументированно снизить запрашиваемую цену бизнеса в случае, когда величина дохода расходится с первоначально заявленными данными продавца.


 



Даррел Футс
по материалам "Пособия по оценке бизнеса" Т.Уэста

Еще интересные статьи:
Почему купить бизнес выгоднее, чем открывать его с нуля?
Почему купить бизнес выгоднее, чем открывать его с нуля?
Почему продают работающий бизнес, если он приносит прибыль?
Почему продают работающий бизнес, если он приносит прибыль?
Готовый бизнес на олх: в чем преимущества?
Готовый бизнес на олх: в чем преимущества?

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга