12 простых формул оценки самых популярных видов готового бизнеса

Информация
12 простых формул оценки самых популярных видов готового бизнеса

19.03.2012

Данная статья поможет всем, кто интересуется продажей готового бизнеса примерно оценить его рыночную стоимость всего за пару минут. Данный подход к оценке бизнеса можно назвать эмпирическим, поскольку он основан на практическом опыте совершения сделок…
 
Портал БизРейтинг уже не раз писал о важности правильной оценки готового бизнеса перед продажей. Чтобы не повторяться, напомним еще раз только, что в оценочной практике специалистов по всему миру наиболее распространены два подхода.
 
Первый подход, назовем его «затратным методом», позволяет определить возможную рыночную стоимость предприятия, основываясь на совокупной стоимости материальных и нематериальных активов компании. С точки зрения логики возможного покупателя, для построения аналогичного бизнеса, ему потребуется потратить сумму, примерно равную оценке бизнеса с точки зрения затрат. Выгода покупки бизнеса в таком случае состоит в существенной экономии временных и личных затрат на создание такого же бизнеса с нуля.
 
Второй подход, называемый обычно «доходным методом», позволяет оценить бизнес с точки зрения эффективности его самой основной функции – генерирования денежных потоков. Чем лучше бизнес справляется с этой задачей, тем потенциально выше будет его стоимость (по сравнению с аналогичными предприятиями). Соответственно, если бизнес является убыточным и не приносит прибыли, то его стоимость данным подходом определить не получиться.
 
Существует еще и третий подход, которым воспользоваться обычному человеку не так просто. Речь идет о сравнительном подходе к оценке предприятия. Как правило, такой подход могут применять специалисты, которые имеют доступ к обширной статистике уже состоявшихся сделок купли-продажи действующего бизнеса. Так, например, бизнес брокер может рассчитать стоимость компании, основываясь на известных ему данных о том, за сколько был продан аналогичный бизнес в другом регионе или просто ранее.
В США, кстати, существуют официально и регулярно пополняются профильными компаниями и ассоциациями специальные базы данных со статистикой ранее состоявшихся сделок продажи бизнеса. На Украине ничего такого пока не существует, поэтому каждая компания, оказывающая услуги на рынке готового бизнеса, пользуется собственными данными.
В США за десятилетия практики выработались определенные эмпирические правила, основанные на опыте и статистике, которые теперь входят в стандарт оценки. К несчастью данным правилам нельзя доверять слепо, поскольку они должны подкрепляться и другими методами, однако получить приблизительную цену бизнеса всего за пару минут с их помощью можно.
 
Специалисты «БизРейтинга» разработали специальные эмпирические методики, для оценки стоимости предприятия, основываясь на собственной практике и большом объеме статистической информации, которую мы собирали по Украине еще с 2007 года. Мы прекрасно понимаем, что среднестатистическому предпринимателю будет намного проще использовать уже готовые методики, чем пытаться вникнуть в дебри формул, используемых специалистами.
 
Мы подготовили специальную таблицу, в которую включили десять типов готового бизнеса, пользующегося наибольшим спросом среди покупателей. 
 
 
Тип оцениваемого бизнеса
Эмпирическая формула оценки
1
Автосервис, шиномонтаж, СТО
3 месячных объема продаж + оборудование + запасы на складе
2
Салон красоты
Стоимость материальных активов + четверть годовой выручки
3
Автомойка
1 годовой объем валовой выручки
4
Продуктовый магазин
4-5 месячных объемов продаж + сумма склада
5
Магазин одежды и обуви
2,5 месячных объема продаж + сумма оборудования и склада
6
Ресторан, фаст-фуд
30-40% годового валового объема продаж
7
Аптека
3 месячных объема продаж + оборудование + товар на складе
8
Медицинский центр
25-30% годовой выручки (с привязкой к будущим продажам)
9
Фитнес центр
Годовая валовая выручка
10
Турагентство
5-6% от годового объема продаж
11
Отель, мотель
От 3 до 5 годового валового объема выручки (в зависимости от месторасположение)
12
Производство (в общем)
35-40% валового объема продаж за год
 
Мы надеемся, что данные формулы помогут вам, однако обращаем внимание, что они являются приблизительными и не учитывают очень многих факторов, свойственных любому серьезному бизнесу. Поэтому применять их следует благоразумно и на свой риск и страх.
 
Тем не менее, с их помощью всего за пару минут можно определить, насколько разумную ценовую политику выбрал тот или иной продавец бизнеса, с тем, чтобы не тратить свое время на тех, кто бездумно завышает стоимость своей компании в несколько раз.
 
Если же вы хотите получить полноценную оценку бизнеса, рекомендуем вам обратиться к нашим специалистам
 
По телефону:     (066) 802-85-13
 по e-mail:       info@bizrating.com.ua



Валерий Чкалов
БизРейтинг

Еще интересные статьи:
Какой бизнес чаще всего продают?
Какой бизнес чаще всего продают?
Почему большая часть бизнеса так никогда и не будет продана?
Почему большая часть бизнеса так никогда и не будет продана?
Как прописать обязательство о неконкуренции после продажи бизнеса
Как прописать обязательство о неконкуренции после продажи бизнеса

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга